Зороастризм: историческое введение и российский контекст

Зороастризм: историческое введение и российский контекст

Крупник И.Л.

Текст подготовлен в рамках проекта «Динамика религиозной ситуации и конфессиональная идентичность в Московском регионе». При реализации проекта используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 05.04.2016 № 68-рп и на основании конкурса, проведенного Национальным благотворительным фондом.

Введение. Зороастризм – с конца XVIII в. устойчивое академическое обозначение сложносоставной иранской религиозной традиции, возводимой к деятельности легендарного реформатора Заратуштры и тексту Авесты. Происхождение термина связано с греческой передачей имени Заратуштра – «Зороастр». Традиционные последователи зороастризма в качестве самоназвания используют термины «маздаясна» (почитание Мазды-Мудрости, производное – «маздаяснизм»), «вахви даэна» (благая вера, благоверие), а единоверцев называют «бехдинами» (т.е. приверженцами благой веры) и «зартошти» (заратуштрийцами, последователями Заратуштры). Помимо перечисленных можно встретить такие внешние религиозные и этно-конфессиональные маркеры, используемые для обозначения последователей зороастризма, как «огнепоклонники» (устаревший книжный термин, восходящий к ошибочному приданию чрезмерного значения культу огня в зороастризме), «гебры» (обозначение традиционных последователей зороастризма, проживающих в Иране после исламизации, начавшейся в VII в. н.э.), «парсы» (обозначение традиционных последователей зороастризма, проживающих в Индии после нескольких волн миграций с территорий изначального проживания после исламизации Ирана).

Конфессиональные связи и контексты, лежащие в основании зороастризма, с трудом поддаются реконструкции и систематизации в связи с древностью возникновения данной религиозной традиции и недостатком источников, описывающих ее древнее и раннесредневековое состояние, а потому этот вопрос регулярно становится предметом академических споров и квазинаучных спекуляций, в значительной мере зависящих от индивидуальных предпочтений и предубеждений конкретных авторов. Не вызывает сомнения тот факт, что базовым субстратом для складывания зороастризма являются общеиндо-иранский мифологический и религиозный комплекс политеистических верований, а также что существовали двусторонние кросс-культурные и межконфессиональные контакты между последователями зороастризма, индуизма, буддизма, иудаизма, греко-римских религий, христианства, ислама, манихейства, митраизма и пр. религий, вовлеченных в сферу культурного взаимодействия Иранских империй. Тем не менее, вопрос о конкретных путях и направлениях этого межконфессионального взаимодействия, наличии прямых однозначных влияний зороастризма на и/или зависимости зороастризма от прочих религиозных движений остается открытым.

На современном этапе зороастризм существует в виде конгломерата децентрализованных общин, которые условно могут быть разделены на две группы на основании наличия или отсутствия исторической преемственности – традиционные и нетрадиционные. К первым можно отнести преимущественно общины гебров в Иране и парсов в Индии, а также генетически связанные с ними этно-конфессиональные диаспоры выходцев из Ирана и Индии, мигрировавших в Европу, США и другие страны в Новое время. Нетрадиционные зороастрийцы – пестрая совокупность религиозных групп и объединений, сосредоточенных преимущественно за пределами регионов традиционного распространения зороастризма, которые зачастую претендуют на восстановление ранее утраченной традиции (например общины в Таджикистане), однако, фактически осуществляют реконструкцию или «изобретение» традиции. С учетом актуального состояния зороастрийских общин, для которого, в том числе, характерна значительная разобщенность и противоречивые позиции по ключевым вопросам управления, принципов объединения и, главное, распространения вероучения и правомерности привлечения в традиционные общины нетрадиционных верующих, единый глава конфессии отсутствует. Номинально любая зороастрийская община состоит из рядовых верующих и священнослужителей-жрецов разных рангов (хербед, мобед, дастур), выполняющих функции управления и руководства. Локальные общины могут быть объединены в анджоманы – религиозно-политические сообщества, функционирующие в качестве общественных объединений и органов самоуправления. К числу наиболее известных общественных объединений современных зороастрийцев относятся Панчаят парсов Бомбея, Федерация зороастрийский анджоманов парсов Индии, Иранский зороастрийский анджоман, Анджоман мобедов Ирана, Федерация зороастрийских объединений Северной Америки и др.

История. В наиболее обобщенном и упрощенном виде история зороастризма может быть представлена следующим образом.

  1. Возникновение: XII-X в. до н.э. (по другим данным – VII в. до н.э.) – время деятельности легендарного реформатора Заратуштры на территории Восточного Ирана (точная датировка и локализация затруднена), сложение Гат – древнейшей по языку части Авесты (священной книги зороастризма) – как квинтэссенции вероучения.
  2. Гибридизация: XI в. до н.э. (по другим данным VI в до н.э.) – II в. н.э. – формирование общин, появление многослойного комплекса верований и практик, объединяющего идеи Гат с различными культовыми элементами общеиндо-иранского субстрата.
  3. Институализация, оформление тренда: II – VII вв. н.э. – приобретение статуса государственной религии при дворе иранской династии Сасанидов, письменная фиксация вероучения и сложение авестийского канона, явное оформление культа Мазды в качестве доминирующего тренда развития и ядра вероучения.
  4. Консервация: VII – XVIII вв. н.э. – появление жестких локальных объединений, принужденных к формированию четкой религиозной идентичности в условиях противостояния насильственной исламизации Ирана; сложение корпуса религиозно-философской литературы на средне-персидском языке; несколько волн миграции традиционных зороастрийцев в Индию и появление общин парсов.
  5. Глобализация и либерализация: XVIII в. н.э. – по настоящее время – восприятие зороастризма европейцами в результате колонизации Индии и Ирана; миграция парсов, а позднее гебров в Европу и Новый Свет; введение в научный оборот массива религиозных и философских сочинений, составляющих свод зороастрийского вероучения; появление либеральных священнослужителей и групп, проповедующих обращение нетрадиционных верующих.

История зороастризма в России фактографически бедна и, прежде всего, связана с вхождением в состав Российской империи территорий Азербайджана (первая пол. XIX в.) и Таджикистана (вторая пол. XIX в.), на которых компактно проживали небольшие общины традиционных зороастрийцев. Как можно судить, религиозная политика Советской власти привела к тому, что на сегодняшний день в границах Российской Федерации и на постсоветском пространстве ранее существовавшие общины традиционных верующих не сохранились.

Появление интереса к зороастризму и складывание общин нетрадиционных последователей в современной России связано, прежде всего, с общественной деятельностью известного российского астролога П.П.Глоба. С середины 1980-х гг. и наиболее интенсивно в начале 1990-х гг. в своих лекциях по «авестийской астрологии», которые читались в крупных городах России, Украины и Беларуси, Глоба пропагандирует зороастризм, а точнее «зервано-зороастризм». Эта деятельность привела к формированию круга лиц, заинтересованных в изучении и исповедании зороастризма, для которых на первых этапах интерпретации П.П.Глобы были одним из основных источников вероучения. На территории России наиболее активные последователи «авестийской астрологии» образовали религиозные общины в Санкт-Петербурге и Москве, которые в том числе, действовали в качестве официально зарегистрированных религиозных объединений. Так, в 1994 была учреждена местная религиозная организация “Зороастрийская община Санкт-Петербурга”[1] (в настоящий момент исключена из перечня зарегистрированных НКО, однако, продолжает действовать), в 1997 году в Москве – «Зервано-Зороастрийская религиозная община “Белая гора”» (ликвидирована решением Совета общины в 2002 г.). С 2013 года в Москве официально зарегистрирована местная религиозная организация “Московская Зороастрийская община”[2], которая также связана со школой авестийской астрологии П.П.Глобы. Формирование групп последователей зороастризма в России также связано с миссионерской и просветительской деятельностью отдельных представителей традиционных зороастрийцев, в числе которых – эмигрировавший в Швецию потомственный иранский мобед Камран Джамшиди, проводивший на территории России несколько обрядов инициации. В числе российских последователей зороастризма, принципиально придерживающихся установки на воспроизведения традиционного вероучения и культовой практики, поддерживающих контакты с легитимными священнослужителями и дистанцирующимися от П.П.Глобы, следует упомянуть сетевое сообщество «Русский анджоман»[3], действующее с 2005 г. с виртуальным центром в г. Москве.

Вероучение. Основополагающим священным текстом зороастризма является Авеста, которая по легенде была записана при жизни Заратуштры золотыми чернилами на 12 тысячах воловьих шкур и хранилась в царской сокровищнице Ахеменидов вплоть до завоевательного похода Александра Македонского. Текст Авесты по лингвистическим критериям разделяется на Старшую (Гаты, приписываемые Заратуштре) и Младшую Авесту. Достоверно установлено, что дошедший до нас текст Авесты был письменно зафиксирован специально разработанным для этого авестийским алфавитом и кодифицирован в эпоху Сасанидов в V-VII в. н.э. и включал в себя 21 книгу (наск). Сохранившиеся до настоящего времени рукописи Авесты сильно фрагментированы, что, закономерно, затрудняет как исповедание зороастризма, так и его исследование.

Ядром традиционного зороастризма можно считать идею фундаментального извечного космического противостояния двух мировых начал – Добра и Зла, высшими олицетворениями которых являются благой бог Ахура-Мазда (Ормазд) и темный демон Ангро-Майнью (Ахриман). Это ядро определяет дуалистическую структуру мироздания: все существующее может быть отнесено к иерархии Добра или, напротив, Зла. Человек – высшее творение Ахура-Мазды – наделен свободой воли, которая позволяет совершать осознанный жизненный выбор между добром и злом. От этого выбора зависит благополучие человека в его земном телесном воплощении, а также посмертная участь его души. Добродетельный зороастриец, придерживающийся трех основных этических заповедей – благая мысль, благое слово, благое дело – после смерти рассчитывает присоединиться к Творцу в небесной обители, тогда как грешника ожидают вечные мучения. Требование благой мысли и благого слова, прежде всего, сводятся к необходимости избегания лжи; благое дело – следование благой вере, исполнение культовых предписаний, а также активное хозяйствование: заключение брака, рождение детей, возделывание мира. В дуалистически организованном космосе человек – единственное существо, которое находится в состоянии неопределенности, а потому вольно или невольно может соприкасаться со злом, оскверняющим тело и душу. Как следствие, краеугольным камнем повседневной культовой практики традиционных зороастрийцев является требование поддержания ритуальной чистоты жизненного пространства, тела и души. Вероучение зороастризма задает эсхатологическую перспективу: в конце времен явится Саошьянт (Спаситель), который возглавит силы Добра для решающей окончательной битвы со Злом, что ознаменует собой конце мировой истории.

Культ. Ядром зороастрийского культа является ритуал ясны – молитвенного прославления Ахура-Мазды и язатов («младших богов»), очищения мироздания, отправляемый мобедами в храмах огня. Огонь мыслится видимым проявлением Ахура-Мазды, а потому особо почитается и наряду с прочими материальными стихиями оберегается от загрязнения и осквернения. Инициация в члены общины – ритуал навджот или седре-пуши – проводится не ранее достижения совершеннолетия. Последователям зороастризма предписана ежедневная пятикратная молитва Ахура-Мазде и язатам, ношение белой рубахи судрэ и пояса кушти. Погребальная обрядность в истории зороастризма принимала разнообразные формы, однако, во всех случаях выражала общую идею недопущения или, по меньшей мере, минимизации загрязнения священных стихий мертвым телом. В современных условиях для достижения этой цели традиционные зороастрийцы, как правило, используют захоронение в заранее забетонированную могилу, чтобы исключить соприкосновение с землей. Наиболее важные зороастрийские праздники – Новруз (Новый год) и шесть гаханбаров, знаменующих смену хозяйственных сезонов.

Как уже отмечалось, российские нетрадиционные зороастрийцы, относящиеся к последователям П.П.Глобы, исповедуют т.н. «зервано-зороастризм». В Авесте и средневековых персидских религиозно-философских трактатах «зрван», «зурван» – обозначение времени. В зурванизме – религиозно-философском течении средневековой иранской мысли – одноименный бог Зурван рассматривался как верховное божество и отец двух противоборствующих мировых начал – Добра и Зла. Таким образом, «зервано-зороастризм», с одной стороны, оказывается связан с аутентичным иранским комплексом фаталистических представлений, вращающихся вокруг персонификации времени и судьбы и, следовательно, придающих большое значение астрологии как практическому искусству ее интерпретации. С другой стороны, в Новое время этот комплекс представлений с соответствующей терминологией вошел в теософские и антропософские сочинения Е.П.Блаватской, Р.Штайнера и др., что позволяет поместить российский «зервано-зороастризм» в более широкой контекст новоевропейских оккультно-эзотерических концепций и рассматривать его в ряду синкретических религиозных феноменов типологически близких к New Age.

Прихожане. В связи с организационной и географической разобщенностью зороастрийских общин, а также их разделением на традиционные и нетрадиционные группы, данные о совокупной численности современных зороастрийцев разнятся. В 2012 году Федерация зороастрийских объединений Северной Америки (FEZANA) предприняла масштабное обобщение имеющихся свидетельств о количестве зороастрийцев в различных странах мира (Россия в перечне стран отсутствует), получив общую сумму в 110-120 тыс. человек с явной тенденцией к сокращению численности. Прочие источники называют примерную общую численность зороастрийцев в мире равной 200 тыс. человек. В 2015-2016 гг. в средствах массовой информации появлялись сообщения о том, что на волне неприятия ИГИЛ иракские курды массово обращаются в зороастризм. Наибольшее число зороастрийцев проживает сегодня в Индии, Иране и США.

Сведения о численности российских зороастрийцев также весьма приблизительны. Анализ открытых данных социальной сети ВКонтакте выявляет следующее число индивидуальных профилей пользователей, проживающих в России и указывающих в качестве жизненной позиции: «зороастризм» – 898, «зервано-зороастризм» – 0, «зерванизм» – 2, «зурванизм» – 1. Группа Русского анджомана «Зороастризм | Благоверие – Русский Анджоман»[4] ВКонтакте имеет 897 подписчиков, проживающих в России. Группа «Зороастрийцы России и СНГ», которую курирует зороастрийская община Санкт-Петербурга, имеет 461 подписчика, проживающего в России. Русский анджоман сообщает о 100 людях, «принявших Благую Веру» на территории России и соседних государств[5]. Имеющиеся в нашем распоряжении устные свидетельства указывают на то, что в Москве и Санкт-Петербурге основной костяк религиозных групп зороастрийцев, в том числе, «зервано-зороастрийцев», не превышает нескольких десятков человек.

Культурное значение. Вопрос о значении зороастризма для российской культуры осложняется указанными выше бедной фактографией и малым числом достоверных сведений о ранних этапах развития иранской религии и ее взаимодействии с соседними культурами. В целом, вопрос о месте зороастризма в российской культуре может быть опосредован более общим вопросом единого корня славянских и иранских культур, а также иранских (прежде всего, скифских) влияний, наличие которых с древнейших времен бесспорно и засвидетельствовано многочисленными археологическими находками. В то же время, отсутствие академического консенсуса и способов его установления по некоторым принципиальным вопросам иранской истории, таким как локализация прародины индо-иранских племен, а также региона деятельности Заратуштры (а, следовательно, и зарождения зороастризма) открывает пространство для разнообразных гипотез, в том числе связывающих возникновение зороастризма с территориями, находящимися в современных границах Российской Федерации. Эти гипотезы, несмотря на свою небесспорность, имеют большое значение для вопроса о культурном влиянии зороастризма, поскольку, помимо прочего, становятся значимыми элементами актуальной политической и дипломатической риторики. Наиболее ярким примером таковой служит интервью В.В.Путина иранским журналистам во время официального визита в Тегеран 16.10.2007, в котором президент отметил, что «Иран – это страна проторелигии, зороастризма. А некоторые специалисты считают, что это источник иудаизма, христианства и ислама в будущем. Но сейчас есть основания полагать, что зародился зороастризм на территории России – на Южном Урале. И в результате переселения народов носители этой религиозной культуры оказались на территории Ирана в том числе»[6].

Литература:

Основным источником вероучения для зороастрийцев является Авеста, которую в связи с упомянутой выше фрагментарностью, дополняют средневековые теологические сочинения, являющиеся пересказами и толкованиями утраченных частей авестийского текста (например, Денкарт, Бундахишн и др.).

Российские зервано-зороастрийцы также рассматривают в качестве источников вероучения сочинения П.П.Глобы (наиболее часто упоминается его работа «Живой огонь»). Сам Глоба в своих публичных лекциях и текстах регулярно делает отсылки к некой книге «Зерван-намаг», в которой, по его утверждениям, содержатся знания о «зервано-зороастризме».

К основным исследованиям о зороастризме, доступным на русском языке можно отнести следующие издания:

  1. Лелеков Л.А. Авеста в современной науке. М.: Государственный научно-исследовательский институт реставрации Министерства культуры и туризма Российской Федерации, 1992. – 362 с.
  2. Крюкова В.Ю. Зороастризм. – СПб.: «Азбука-классика»; «Петербургское Востоковедение», 2005. – 288 с.
  3. Дорошенко Е.А. Зороастрийцы в Иране. (Историко-этнографический очерк). – М.: Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1982. – 133 с.
  4. Авеста в русских переводах (1861-1996) / Сост., общ. ред., примеч., справ. разд. И.В. Рака. – СПб.: Журнал «Нева»-РХГИ, 1997. – 480 с.
  5. Бойс М. Зороастрийцы. Верования и обычаи. Пер. с англ. и примеч. И. М. Стеблин-Каменского – СПб.: Центр «Петербургское востоковедение», 1994. – 288 с.

 

[1] http://zoroastrian.ru/

[2] http://avesta-moscow.ru/

[3] http://blagoverie.org

[4] https://vk.com/blagoverie

[5] http://blagoverie.org/anjoman/russian_anjoman/index.phtml

[6] http://kremlin.ru/events/president/transcripts/24603

« Предыдущая
Следующая »