Старообрядчество Москвы и Московской области

Е.В. Воронцова

Текст подготовлен в рамках проекта «Динамика религиозной ситуации и конфессиональная идентичность в Московском регионе». При реализации проекта используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 05.04.2016 № 68-рп и на основании конкурса, проведенного Национальным благотворительным фондом.

История. Старообрядчество – общее наименование для религиозного движения, возникшего в результате церковных реформ патриарха Никона в середине XVII в. Сторонники старообрядчества выступали против исправления книг по новым греческим образцам, против четырехконечного креста, троеперстия и троекратной аллилуйи. С «ревнителями древнего благочестия» после решений собора 1666-67 гг., окончательно закрепившего нововведения патриарха Никона, была начата борьба духовных и светских властей. Фактически сторонники двоеперстия объявлялись вне закона. Среди наказаний за уклонение в раскол наиболее распространенными были ссылки (казни, в том числе огнепальные, вводились для зачинщиков раскола). Клятвы на старые обряды были сняты Русской православной церковью на Поместном освященном соборе в 1971 г.

Внутри самого старообрядчества, практически сразу после образования этого движения, стали возникать различные толки и согласия. В исследовательской литературе принято делить старообрядцев на две крупных группы – поповцы и беспоповцы. Основанием для деления, как видно уже из самих наименований, является вопрос о принятии священства после проведенной реформы. Одна группа старообрядцев (беспоповцы) считала, что после реформ патриарха Никона в мире воцарился Антихрист и священство утратило благодать. Сторонники беспоповства отказались от всех таинств, которые должен совершать только священник и сохранили лишь те, которые, в исключительных случаях, может совершать мирянин: крещение и исповедь (скитское покаяние). В беспоповстве можно выделить следующие крупные направления: поморцы (в основе учения – положения, разрабатываемые в Выго-Лексинском общежительстве; в XVIII в. приняли моление за царя – «царское богомолие», и бессвященнословный – «новоженческий» брак), федосеевцы (против бессвященнословных браков, предписывают молитву над покупными продуктами – «брашном»), спасовцы (считали, что в условиях последних времен никакие таинства не возможны и уповать надо лишь на Спаса).

Из-за разногласий по вопросу о необходимости введения молитв за царя, в 1730-е г. из поморцев выделились так называемые филипповцы. В 1766 г. возникло бегунское (странническое) согласие, сторонники которого выступали против реформ Екатерины II и возможности «записи в раскол». Они призывали спасаться за приделами антихристова мира, отказаться от денег, документов и даже постоянного пристанища. Наиболее остро в беспоповских общинах обсуждался вопрос о браках. К настоящему моменту брак признают поморцы, а также часть спасовцев и бегунов. Остальные выступают за безбрачие.

Руководство беспоповскими общинами обычно осуществляет избранный из общины мирянин – наставник. Большую роль играют советы и съезды. Для всех беспоповцев характерна критика мирщения – общения с миром (практически этот принцип может выражаться в использовании особой, «староверской» посуды, отказе от совместной трапезы с иноверными и т.п.). Большинство беспоповских групп не имеет централизованного руководства и даже официальной регистрации как религиозная организация (исключением являются поморцы, их высший руководящий орган – Совет Древлеправославной поморской церкви, далее – ДПЦ). Точных данных по численности беспоповцев в России нет. Наиболее многочисленными являются поморцы – около 250 общин, федосеевцы и филипповцы– порядка 50 общин, спасовцы – около 50 общин, часовенные – около 250 общин[1]. ДПЦ издает ежегодный Календарь, который помимо богослужебных указаний, содержит также статьи об истории и современном положении старообрядчества.

Поповское направление в старообрядчестве первоначально называли беглопоповским, поскольку эта часть старообрядцев принимала священников Русской православной церкви в сущем сане, если они отрекались от «никоновских новин». В среде беглопоповцев также существовали различные согласия и толки. Наиболее известные из них – софонтьевцы, онуфриевцы, дьяконовцы, лужковцы. Наибольшие споры вызывал вопрос о том, каким чином можно принимать священников от Русской православной церкви: вторым – через миропомазание и проклятие ересей или третьим через отречение от ересей. Согласно православному учению, миро может варить только архиерей, однако ряд согласий варили миро для своих нужд. В 30-е гг. XIX в. часть софонтиевцев – т.н. «часовенные» оказались в ситуации отсутствия священства (они принимали только тех священников, которых рукополагали епископы, имевшие преемственное погружательное крещение, но к этому времени поиск таких священников оказался практически невозможен). Таким образом, согласие постепенно сблизилось с беспоповцами.

Другие беглопоповские согласия находились в постоянном поиске трехчастной иерархии. Для части согласий эти поиски оказались успешными – так, в 1846 г. в результате перехода в старообрядчество митрополита Боснийского Амвросия образовалась так называемая «австрийская иерархия», также известная как Белокриницкая. Эту новообразованную иерархию не приняли лужковцы Стародубя, дьяконовцы и ряд более мелких групп. В 1863 г. от лица Белокриницкой иерархии было издано «Окружное послание», направленное против эсхатологических ожиданий и некоторых других, главным образом беспоповских представлений. В числе прочего послание содержало утверждение, что «господствующая ныне в России Церковь, а равно и Греческая» веруют в того же Бога «Исуса». Вокруг этого утверждения и всего послания в целом разгорелась полемика, в результате которой произошел раскол на окружников и неокружников. Значительная часть неокружников проживала в подмосковном районе Гуслицы. В настоящее время результаты этого раскола сложно зафиксировать в связи с малочисленностью неокружнических групп.

Современное наименование Белокриницкой иерархии – Русская православная старообрядческая церковь (далее – РПСЦ). РПСЦ сегодня насчитывает около 260 приходов в России. Предстоятель – Преосвященнейший митрополит Московский и всея Руси Корнилий (Титов). Главный руководящий орган – ежегодные Освященные соборы. Издаются журналы «Церковь», «Вестник Митрополии», архивный альманах «Во время оно» (приложение к журналу «Церковь»), ежегодный церковный календарь.

В 1923 г. другая часть беглопоповцев, не принявшая австрийской иерархии, получила трехчастную иерархию в результате перехода в старообрядчество обновленческого саратовского архиепископа Николая (Позднева). Эта иерархия, известная также как Новозыбковская, сегодня именуется Русская Древлеправославная церковь (далее – РДЦ).

Предстоятель РДЦ – Древлеправославный патриарх Московский и всея Руси Александр (Калинин). Высший орган власти – ежегодный Общий собор. В Новозыбкове действует высшее духовное училище, есть свое издательство.

Современное состояние старообрядчества в Москве и Московской области. В Москве и Московской области наиболее крупными действующими общинами располагает РПСЦ, РДЦ, ДПЦ и федосеевское согласие. Наибольшее количество старообрядцев проживает в самой Москве, а также на Юго-Востоке Московской области (между Коломной и Орехово-Зуево) на территории, известной как Гуслицы.

В 1771 г. во время эпидемии чумы в Москве старообрядцам удалось добиться разрешения на учреждение богоделенных домов на территории Рогожского и Преображенского кладбища. Рогожское кладбище стало одним из крупнейших в России центров беглопоповства, а позднее поповства Белокриницкой иерархии, а Преображенское кладбище стало крупным беспоповским (первоначально федосеевским, а позднее также поморским) центром. В к. XVIII в. в Москве был основан крупный филипповский центр – т.н. «братский двор». Он располагался в Дурном (ныне Товарищеском) переулке. В комплекс входила моленная, богаделенный дом. Центр сохранял свое влияние вплоть до середины ХХ в. В 1980 – н. 1990-х. годов все здания комплекса были разрушены. В настоящее время крупные филипповские общины в Москве отсутствуют.

Русская православная старообрядческая церковь. Рогожская слобода – главный духовный центр РПСЦ. В период с 1862 по 1905 гг. алтари Рогожских старообрядческих храмов были запечатаны. После издания манифеста “Об укреплении начал веротерпимости” алтари были распечатаны и в память об этом событии ежегодно в неделю жен-мироносиц проводится праздничное богослужение в Покровском кафедральном соборе, а также крестный ход и ярмарка на территории Слободы. Кафедральный собор был построен в 1790-1792 г. В архитектурном ансамбле Рогожской слободы заметное место занимает также храм во имя Воскресения Христова с величественной колокольней (построен в 1910 г.). На территории Слободы в настоящее время действует Духовное училище для подготовки церковнослужителей.

В Москве общинам РПСЦ принадлежат также Храм Николы чудотворца у Тверской заставы – рядом с Белорусским вокзалом (воздвигнут по проекту архитектора А.М.Гуржиенко в 1914–1921 гг.), а также храм Владимирской иконы Пресвятой Богородицы на Остоженке (построен в 1907–1909 гг. по проекту архитектора В.М.Маята).

Помимо Москвы, белокриницкие общины расположены в районе Гуслицы (часть Орехово-Зуевского и Егорьевского р-на). Среди старейших общин следует отметить общину в г. Егорьевске при храме во имя Святого Великомученика Георгия (основан первоначально как моленная в 1882 г.) и в г. Орехово-Зуево при храме Рождества Пресвятой Богородицы (построен в 1884 поморской общиной, в 1990-е передан РПСЦ).

В последние два десятилетия в ряде населенных пунктов силами местных общин и меценатов были возведены новые храмы и часовни (в Павловском Посаде, д. Елкино Воскресенского р-на, д. Беливо Орехово-Зуевского р-на, д. Челохово Егорьевского р-на и др.).

Кроме Гуслиц, храмы РПСЦ есть в Верее, Серпухове, Коломне, Ногинске. Наиболее интересным в архитектурном отношении является храм Николы на Посаде в Коломне (каменная церковь построена ок. 1716–19 гг., передана РПСЦ в 1990-е гг.). Его отличает богатая кирпичная резьба и многочисленные кокошники.

Русская Древлеправославная церковь. В настоящее время Собор Покрова Богородицы (построен как храм РПСЦ в 1908-1910, архитектор В.П.Десятов) на Новокузнецкой улице в Москве является кафедральным собором РДЦ.

В Московской области РДЦ принадлежит приход храма великомученика Георгия Победоносца в с. Новохаритоново Раменского района (построен в 1912 г.). Храм изначально строился для неокружнической общины белокриницкого согласия на средства владельца фарфоровых заводов И.Е.Кузнецова и располагал необыкновенным фарфоровым иконостасом (утрачен в середине ХХ в.). В д. Пласкинино Раменского района ведется строительство храма св. пророка Илии Фезвитянина.

Поморцы. Главный центр ДПЦ располагается на Преображенском кладбище. ДПЦ принадлежит предел во имя Успения Пресвятой Богородицы в храме Святителя Николы Чудотворца (1780-84 гг. постройки).

Вторая поморская община зарегистрирована при Храме Воскресения Христова и Покрова Богородицы в Токмаковом переулке (построен в 1907-1908 гг., архитектор И.Е.Бондаренко).

В Московской области официально зарегистрирована община в Орехово-Зуево (северный придел храма Рождества Пресвятой Богородицы, где также служит РПСЦ, см. выше).

Исторически значительные группы беспоповцев проживали на территории т.н. Патриаршины (эти земли принадлежали прежде патриархам Московским и всея Руси). Туда входили земли Кудыкинской волости Покровского уезда. Эта территория отчасти пересекалась с поповской территорией Гуслиц. Одним из главных меценатов в этой местности было семейство Морозовых. На их деньги возводился в том числе упомянутый выше моленный дом поморцев в Орехово-Зуево.

Федосеевцы. Исторически на Преображенском кладбище располагался центр федосеевского согласия. Сейчас федосеевцам принадлежит только Крестовоздвиженский храм и несколько прилегающих зданий. Федосеевская моленная действует также на метро Семеновская (в небольшом здании бывшей трансформаторной).

Среди федосеевских святынь Подмосковья следует особо отметить храм в псевдорусском стиле Покрова Пресвятой Богородицы в Серпухове (построен в 1908-10 гг. архитектором М.Г.Пиотровичем). Здание выстроено на деньги семьи купцов Мараевых. Богослужение проходило вплоть до конца 1980-х. В настоящее время храм передан Серпуховскому историко-художественному музею.

Литература:

ИСТОЧНИКИ:
Денисов С. История об отцах и страдальцах Соловецких: Лицевой список из собр. Ф.Ф.Мазурина / Подгот. Н.В.Понырко и Е.М.Юхименко. М.: 2002.
Духовная литература староверов востока России XVIII-XX вв. / Под ред. Н.Н.Покровского. Вып. IX. Новосибирск: 1999.
Житие протопопа Аввакума / Подг. текста, вст. ст. и комм. Н.В.Понырко. СПб.: 2016.
Окружное послание, сост. И.Г.Ксеносом и изд. Старообрядческим епископами 24 февраля 1862 г. // Братское слово. 1885. №№19 и 20.
Поморские ответы: Репринт изд. 1884 г. Кн. 1. М.: 2016.
Старообрядческое население России по всеобщей переписи 1897 г. М.: 1909.

ИССЛЕДОВАНИЯ:
Агеева Е.А. Беглопоповцы в XIX – XXI вв. // Православная энциклопедия. М., Т. 4. С. 416–424.
Агеева Е.А. Беспоповцы в XIX – XXI вв. // Православная энциклопедия. М., Т. 4. С. 643–660.
Агеева Е.А. Братский двор // Православная энциклопедия. М., Т. 5. С. 272–273.
Вургафт С.Г., Ушаков И.А. Старообрядчество: лица, события, предметы и символы : опыт энциклопедического словаря. М.: 1996.
Дутчак Е.Е. Из «Вавилона» в «Беловодье»: адаптационные возможности таежных общин староверов-странников (вт.п. XIX – н. XXI в.) / Под ред. В.В.Керова. Томск: 2007.
Зеньковский С.А. Русское старообрядчество. В 2-х т. М.: 2009.
Кожурин К.Я. Повседневная жизнь старообрядцев. М.. 2014.
Крылов Г., прот. Книжная справа XVII в. Богослужебные минеи. М.. 2009.
Мальцев А.И. Старообрядческие беспоповские согласия в XVIII – начале XIX в.: проблема взаимоотношений. Новосибирск: 2006.
Русское старообрядчество: светское и церковное законодательствоXVII-XVIII вв. / Авт.-сост. Р.В.Кауркин, Е.П.Титков, С.Р.Савенкова, А.В.Морохин. Нижний Новгород: 2008.
Смирнов П.С. История русского раскола старообрядчества. СПб.: 1895.
Субботин Н. Современные движение в расколе. М.: 1863.
Юхименко Е.М. Старообрядчество: история и культура. М.: 2016.
Юхименко Е.М. Литературное наследие Выговского старообрядческого общежительства. В 2 т. М.: 2008.

[1] Безгодов А.А. Особенности организационной структуры старообрядцев – беспоповцев в России // Старообрядчество, государство и общество в современном мире. (Материалы Международной конференции. Москва, 23-24 июня 2016 г. ). М.: 2016. С. 228–232.