Текст подготовлен в рамках проекта «Динамика религиозной ситуации и конфессиональная идентичность в Московском регионе». При реализации проекта используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 05.04.2016 № 68-рп и на основании конкурса, проведенного Национальным благотворительным фондом.

Русская православная церковь заграницей («карловчане», «зарубежная церковь», «зарубежники») – православная церковная организация, возникшая в 20-е гг. XX в. среди русских эмигрантов, покинувших страну вследствие революции и гражданской войны; с 2007 г., после воссоединения с РПЦ – самоуправляемая часть РПЦ. Используется также именование «Русская православная церковь за рубежом».

История

Организационно РПЦЗ оформилась в 1921 г. в ходе «Заграничного собрания русских церквей», которое состоялось в г. Сремские Карловцы, Югославия (ныне – Сербия), на котором в соответствии с вышедшим годом ранее указом № 362 патриарха Тихона (Белавина) и под председательством патриарха Сербского Димитрия и митр. Антония (Храповицкого) было создано Временное высшее церковное управление, занявшее активную монархическую и антисоветскую позицию в ситуации гонений на церковь в СССР; некоторые архиереи новой церкви ранее участвовали в белом движении. Поэтому с самого начала своего существования одной из целей РПЦЗ было обличение советской власти на международной арене и отстаивание прав русских верующих. В 1922 г. Тихон был вынужден осудить деятельность и распустить ВВЦУ, но вместо него был создан Архиерейский синод, каноничность которого впоследствии не оспаривал ни он, ни его преемники.

Формальный раскол и прекращение канонического общения между РПЦ и РПЦЗ произошло в 1927 г. после опубликования «Декларации» митр. Сергия (Страгородского), взявшего курс на сотрудничество с советской властью; «зарубежники» ее не признали и заявили, что признают местоблюстителем патриаршего престола не Страгородского, а того, чьи обязанности он временно исполнял – митр. Петра (Полянского), находившегося в то время в заключении. В 1934 г. в связи с этим Сергий был вынужден запретить весь их клир в служении, а в 1935 г. РПЦЗ постановила, что временно переходит на самоуправление, и что после падения «безбожного режима» от него откажется. При всем своем негативном отношении к «официальной» церкви РПЦЗ одобряла церковь «подпольную» – т.е. различные структуры ИПЦ, которые до поры до времени признавались ей каноническими; несмотря на взаимную симпатию, контактов между ними до середины 70-х гг. было, по понятным причинам, весьма немного. Впервые «карловчане» приняли под свой омофор малочисленную русскую катакомбную общину в 1975 г., а чуть позже поставили над всеми истинно-православными епископа – Лазаря (Журбенко), – с титулованием Тамбовского и Моршанского.

Ненависть к советской власти и подозрительное отношение к «сервильной» Московской патриархии сподвигали отдельных клириков и архиереев в годы Второй мировой войны на строительство планов по сотрудничеству с немцами на оккупированных территориях, где они надеялись образовать свои приходы, но этим планам не суждено было сбыться. После окончания войны, в середине 40-х гг. руководство РПЦЗ мигрировало в Мюнхен, а затем, в 1950 г. – в Нью-Йорк.

РПЦЗ в России

В 1990 г. РПЦЗ было принято «Положение о свободных приходах», в связи с которым Россия была обозначена как «миссийная» территория, на которой следует образовывать приходы, благочиния и епархии. Именно в связи с этим актом в результате перехода в РПЦЗ архим. Валентина (Русанцова) возникла Российская православная свободная церковь (позднее – РПАЦ). Приблизительно в это же время, в конце 80-х — начале 90-х гг., «зарубежная церковь» начинает набирать популярность в России и в нее переходит множество клириков и мирян, среди которых были, например, Михаил Ардов, Глеб Якунин, Александр Нежный и др. В 1994 г., во время нового кратковременного союза после конфликта, РПЦЗ и РПСЦ принимают «Лесненский акт», означавший отказ от миссии на российской территории и реорганизацию местных епархий.

Еще в конце 80-х РПЦ и РПЦЗ в официальных документах говорили о своих разногласиях: Московская патриархия называла «зарубежную церковь» «раскольниками-карловчанами», а те, в свою очередь, указывали на три главные основания для воссоединения: православление новомучеников и исповедников, пострадавших от советской власти; отречение от сергианства; наконец, признание «зарубежников» канонической церковью. В 2000 г., после смены предстоятеля РПЦЗ и перехода власти от митр. Виталия (Устинова) к митр. Лавру (Шкурла) с обеих сторон начали совершаться встречные шаги. Переговоры о воссоединении двух церквей начались в 2003 г., а 17 мая 2007 г. завершились подписанием патриархом Алексием II и митр. Лавром «Акта о каноническом общении», в соответствии с которым РПЦЗ становилась самоуправляемой частью РПЦ.

Подобное решение было принято, однако же, далеко не всеми «карловацкими» иерархами. Еще в 2001 г. альтернативную церковную организацию, Русскую православную церковь в изгнании, неофициально называемую РПЦЗ (Виталия), создал вышеупомянутый митр. Виталий (Устинов). После 2007 г. одним из основных оппонентов «унии» стал еп. Агафангел (Пашковский), ранее рукоположенный в РПСЦ и затем признанный в РПЦЗ. В том же году Агафангел созвал ВВЦУ РПЦЗ, в 2009 г. был запрещен в служении, запрещения не признал. РПЦЗ (Агафангела) имеет евхаристическое общение со старостильными церквями Греции, Болгарии и Румынии.

Административное устройство

Административный центр – в Манхэттене, г. Нью-Йорк. Предстоятель – митр. Восточно-Американский и Нью-Йоркский Иларион (Капрал, с 2008 г.) В связи с объединением РПЦЗ и РПЦ, фактическим главой является патриарх Московский и всея Руси. Церковь насчитывает 9 епархий и 14 архиереев и представлена прежде всего с США, но также и в Великобритании, Германии, Швейцарии, Аргентине, Канаде, Австралии и Новой Зеландии.

Вероучение и практика

Догматическое вероучение данной конфессии ничем не отличается от православного, принятого поместными православными церквями.

Важным событием в истории РПЦЗ стала канонизация новомучеников советского периода и прославление в лике святых семьи Николая ΙΙ (Романова). Именно непризнание этих святых РПЦ МП и затрудняло переговоры об объединении церквей (а также лояльность к советской власти).

В идеологическом плане данная конфессия признает в качестве ереси экуменическую деятельность. Также в среде верующих данной церкви популярны эсхатологические умонастроения, связанные с убеждением в особо значимой роли данной конфессии в деле сохранения чистоты православного вероучения и пропаганде идей монархизма. Прихожанами всячески осуждается Советский союз с его атеистической идеологией и гонениями на церковь (вплоть до того, что в отдельных приходах отказываются от употребления богослужебных облачений красного цвета, ассоциируя их с коммунистической символикой).

Общественное значение

Представители данной конфессии считают себя наследниками «другой России», «белой России», Российской империи. Они были интегрированы в российскую культуру до 1917 года. Оценка ими советского периода кардинально отличается от официальной. В связи с этим патриархом Кириллом в последние годы предпринимаются попытки на уровне риторики примирить «две России», выработав единое понимание истории, приемлемое и для РПЦЗ.

Литература

Граббе Г., еп. Правда о Русской Церкви на Родине и за Рубежом. Джорданвилл: Свято-Троицкий монастырь, типография преп. Иова Почаевского в Джорданвилле (США), 1961.

Митрофанов Г.Н. Русская Православная Церковь в России и в эмиграции в 1920-е годы. К вопросу о взаимоотношениях Московской Патриархии и русской церковной эмиграции в период 1920–1927 гг. – СПб., 1995. – 144 с.

Кострюков А.А. Русская Зарубежная Церковь в первой половине 1920-х годов: Организация церковного управления в эмиграции и его отношения с Московской Патриархией при жизни Патриарха Тихона. – М.: Изд-во ПСТГУ, 2007. – 398 с.

Кострюков А.А. Русская Зарубежная Церковь в 1925–1938 гг.: Юрисдикционные конфликты и отношения с московской церковной властью. – М.: Изд-во ПСТГУ, 2011. – 624 с.

Кострюков А.А. Русская Зарубежная Церковь в 1939–1964 гг.: Административное устройство и отношения с Церковью в Отечестве. – М.: Изд-во ПСТГУ, 2015. – 488 с.

Законодательство Русской Православной Церкви Заграницей: (1921–2007) / Сост. Д. П. Анашкин. – М.: Изд-во ПСТГУ, 2014. – 620 с.

А. Зыгмонт и Е. Воинов