Текст подготовлен в рамках проекта «Динамика религиозной ситуации и конфессиональная идентичность в Московском регионе». При реализации проекта используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 05.04.2016 № 68-рп и на основании конкурса, проведенного Национальным благотворительным фондом.

  1. Наименование конфессии, история названия.

Официальное название – «Российская православная свободная церковь». Наименование выбрано в связи с коллизией, которая возникла, когда часть приходов внутри России присоединились к РПЦЗ. Дабы избежать логического противоречия, было решено выбрать для конфессии указанное выше название.

  1. Конфессиональный бэкграунд (от чего отделилась и при каких обстоятельствах, или: в какой конфессиональной ситуации возникла).

История конфессии начинается в конце Перестройки, вследствие определенной религиозной либерализации. Одна из общин в г. Суздаль Владимирской области во главе с архимандритом Валентином (Русанцовым) перешла из РПЦ в РПЦЗ. Произошло это в результате конфликта архимандрита с местным епископом в апреле 1990 г. Последний перевел Валентина на приход в другой город, но архимандрит отказался выполнять указ и Священный Синод РПЦ запретил его в священнослужении. В середине мая Архиерейский собор РПЦЗ принял «Положение о свободных приходах», которым создавались свои общины на территории СССР. С точки зрения церковного права и православной экклесиологии, на каноническом пространстве одной церкви невозможно открывать структуры другой без согласования с первой. Однако, поскольку РПЦЗ канонически не признавала РПЦ МП церковью, а равно и все ее таинства и обряды, то данная проблема для данной конфессии снималась.

Архим. Валентина (Русанцова) Архиерейский Собор РПЦЗ в 1991 г. рукополагает в епископа Суздальского и назначает Экзархом Архиерейского Синода РПЦЗ в России, что дает толчок к переходу в ряды РПЦЗ нескольких десятков приходов РПЦ Москвы, Санкт-Петербурга, Сибири, Калининградской, Брянской, Пензенской областей, а также Ставропольского и Приморского края. На основе перешедших общин формируется новая альтернативная структура с названием «Российская православная свободная церковь» (РПСЦ). Параллельно с данной структурой свою деятельность осуществляет архиепископ РПЦЗ Лазарь (Журбенко). После сложных конфликтных ситуаций часть российских приходов выходит из юрисдикции РПЦЗ. Новая структура проходит регистрацию в Минюсте и получает современное название. Для общин за рубежом было принято использовать название «Русская истинно-православная церковь».

В 1992 г. к РПСЦ присоединились несколько приходов Катакомбной церкви, в основном из Кировской области. В следующем 1993 г. вследствие внутренних интриг и неоднозначного отношения к епископам как бывшим клирикам РПЦ, архиерейский собор РПЦЗ отправил их на покой. Однако они отказались выполнять данное решение, и вышли из-под юрисдикции РПЦЗ, основав таким образом «Временное Высшее Церковное Управление РПСЦ» (ВВЦУ). Примечательно, что, несмотря на это, евхаристическое общение между церквями сохранялось.

В 1994 г. епископы Валентин и Лазарь рукоположили трех новых епископов. Однако уже в конце того же года на архиерейском соборе в Париже, известном как Лесненский собор, они принесли покаяние и подписали Акт о роспуске ВВЦУ. По возвращении в Россию эти действия были дезавуированы, а РПЦЗ запретила всех пятерых епископов РПСЦ в служении.

В 1996 г. ВВЦУ переименовали в Синод РПСЦ. Именно это событие считается окончательным разделением двух структур. В странах СНГ РПСЦ было принято именовать: «Русская Истинно-Православная Церковь». В октябре 1998 г. РПСЦ проходит регистрацию в Министерстве Юстиции РФ и получает новое наименование: «Российская православная автономная церковь». Под этим названием данная конфессия действует до сих пор, однако в России сохраняются еще приходы, в названии которых указывается принадлежность к РПСЦ, их на территории страны три.

А. Зыгмонт и Е. Воинов