Текст подготовлен в рамках проекта «Динамика религиозной ситуации и конфессиональная идентичность в Московском регионе». При реализации проекта используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 05.04.2016 № 68-рп и на основании конкурса, проведенного Национальным благотворительным фондом.

Православная церковь на территории Украины; не признана канонической ни одной из Поместных православных церквей. Название происходит от Украинского экзархата Русской православной церкви, с указанием юрисдикции для различения в названии от Украинской православной церкви (далее – УПЦ), находящейся в составе Русской православной церкви.

История

Возникновение церкви тесно связано с политической ситуацией в стране и обретением ей в 1991 г. независимости. Уже в конце 1980-х гг. в связи с ростом сепаратистских настроений на западе Украины активизировалась деятельность церквей с акцентом на национальную самобытность – прежде всего Украинской греко-католической и Украинской автокефальной православной церквей (далее – УАПЦ), нередко вступавших в конфликты с Русской православной церковью. Для урегулирования положения в 1990 г. Священным синодом Русской православной церкви было принято решение о предоставлении Украинскому и Белорусскому экзархатам статуса автономии, а затем и независимости с правом иметь собственные Синоды и самостоятельно избирать себе главу. Когда в 1991 г. Украина в одностороннем порядке объявила о выходе из СССР, первый ее президент Леонид Кравчук в полной мере поддерживал планы Филарета по созданию «независимой церкви в независимом государстве».

В 1992 г. УПЦ потребовала у Русской православной церкви автокефалию (церковную независимость), в каковой ей было отказано под предлогом того, что Архиерейский собор не вправе решать такие вопросы. На Архиерейском соборе Русской православной церкви в Москве украинские епископы не поддержали своего предстоятеля, в результате чего у митр. Филарета потребовали уйти в отставку, он сначала согласился, а потом вернулся в Киев и отказался, в связи с чем 11 июня того же года был лишен священства.

В 1992 г. избрали нового предстоятеля Украинского экзархата Русской православной церкви, которым стал митрополит Владимир (Сабодан). После этого митр. Филарет с сохранившими ему верность архиереями инициировал собор по объединению части УПЦ и УАПЦ, на котором в 1992 году появилась новая структура – Украинская православная церковь Киевского патриархата (далее – УПЦ КП). На соборе выбрали и главу новой церкви – патриарха Мстислава (Скрипника). После этого собора три епископа УАПЦ подали прошения на переход в Русскую православную церковь. Параллельно с этим некоторая часть УАПЦ не признала объединения и не захотела входить в структуру Киевского патриархата. На данный момент главой конфессии является патриарх Филарет (Денисенко), 22 октября 1995 г. он был интронизирован на патриарший престол. Официальный титул – «Святейший Патриарх Киевский и всея Руси-Украины».

В целом для УПЦ КП характерна достаточно жесткая националистическая позиция; ее сторонников постоянно обвиняют в насильственных захватах приходов УПЦ на территории Украины. После смены власти в Украине в результате политического кризиса 2013-2014 гг. и событий на Майдане Незалежности проекты по обретению церковью автокефалии поддерживаются Верховной радой и Президентом; в июне 2016 г. Верховной радой было подписано обращение к Вселенскому патриархату (Константинопольской православной церкви) с просьбой об образовании на территории страны единой церковной организации, которая бы объединила УПЦ КП, УПЦ (находящаяся в составе Русской православной церкви) и УАПЦ, так что раскол тем самым был бы преодолен.

До этого, в 1993-1994, 2007-2008 и 2015 гг. Киевский патриархат совершал также попытки пойти на объединение с УАПЦ с целью объединенными усилиями добиться у Константинополя искомого статуса, апеллируя к тому, что Киевская митрополия, находившаяся до этого под руководством греков, в 1686 г. была незаконно передана Московскому патриархату. Политика Вселенского патриархата в этом отношении, однако же, отличается крайней осторожностью в связи с возможными конфликтами с Русской православной церковью, отношения с которой у него и так в последнее время складываются не самые благоприятные.

Церковь поддерживает евхаристическое общение с Македонской и Черногорской православными церквями, статус которых не был признан Сербской православной церковью, а также с находящимися в юрисдикции Константинополя Украинскими православными церквями в США и Канаде.

Практика

Культовая практика имеет типичные для православия региональные особенности. Богослужение преимущественно проводится на украинском языке, однако встречаются случаи употребления церковнославянского и русского (на приходах в России и Украине), греческого, английского и японского языков в качестве богослужебных.

Численность

Большинство представителей данной конфессии проживает в Украине. Согласно социологическому опросу, проведенному в Украине в феврале 2016 г., 38% православных Украины относят себя к УПЦ КП[1].

В России, согласно государственной статистике, зарегистрировано восемь общин и одно епархиальное управление в Московской области. Единственный храм УПЦ КП на территории России – Богоявленский собор в г. Ногинск Московской обл. – принадлежит Богородской епархии, которую возглавляет митр. Адриан (Старина). 3 октября 2016 г. Ногинский городской суд принял постановление о его сносе. Кроме того, на территории России действует Обоянско-Белгородская епархия УПЦ КП, но храмов у нее нет и богослужения проводятся в приспособленных для этого домашних помещениях. Общины УПЦ КП присутствовали на территории Крыма, однако сейчас на территории Крыма отсутствуют зарегистрированные религиозные организации этой церкви.

В других странах УПЦ КП имеет последователей среди украинской диаспоры, в том числе в США, Канаде, Австралии, странах ЕС, Японии и Парагвае.

Официальный сайт: https://www.cerkva.info/

Литература

Конфессиональная ситуация на Украине: история и современность. – М.: Институт этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН, 2011. – 365 с.

Драбинко А. Православие в посттоталитарной Украине (вехи истории). – К.: 2002. – 296 с.

Єленський В. Релігія після комунізму: Україна в центрально-східноєвропейському контексті. Київ: НПУ ім. М. П. Драгоманова, 2002. – 420 с.

Історія релігії в Україні. — Т. 10. Релігія і Церква років незалежності України / За ред. А. Колодного. — Київ-Дрогобич: Коло, 2003. – 613 с.

А. Зыгмонт и Е. Воинов

[1] http://www.pravoslavie.ru/86919.html