Текст подготовлен в рамках проекта «Динамика религиозной ситуации и конфессиональная идентичность в Московском регионе». При реализации проекта используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 05.04.2016 № 68-рп и на основании конкурса, проведенного Национальным благотворительным фондом.

Православие в Московском регионе сегодня играет значительную роль. Исторически это произошло потому, что институт Православной церкви и Российское государство связаны с древнейших времён (начиная с Киевской Руси), именно поэтому русская культура немыслима без христианской составляющей. В социальном плане Русская православная церковь сегодня – самая массовая и самая влиятельная религиозная организация в России.

История.

Православие представляет собой одну из трёх магистральных ветвей христианства наряду с католицизмом и протестантизмом[1]. Христианство возникает в первом веке нашей эры, и его возникновение связано с личностью Иисуса Христа.

Христианство возникает в Иудее, которая находилась в основном на территории современного Израиля и была в то время частью Римской империи. С одной стороны, бесспорно, что христианство появляется на почве иудаизма и отражает иудейские реалии того времени. Так, изначально признаётся авторитет Ветхого завета как священной книги[2], первоначальная проповедь связана с иудейскими общинами в различных городах империи, что отражено в названиях многих книг Нового Завета. В конце концов не может подвергаться сомнению тот факт, что деятельность Иисуса, его учение и его отношения с учениками происходит на фоне истории еврейских сектантских движений Иудеи того времени: фарисеев, саддукеев и ессеев[3]. Тем не менее, христианские общины, в отличие от иудейских, не были этнически замкнутыми. В результате христианство превратилось в новую мощную и самостоятельную религию, до сих пор играющую исключительно роль.

История христианства распадается на несколько периодов.

Раннее христианство, или как его ещё называют доникейский период истории (до 325 годе н.э.). Называется он так, поскольку существовал до организации первого Вселенского собора в городе Никее.

В этот период происходит становление христианского вероучения и канона – или иными словами установленного списка священных книг: того, что впоследствии будет называться Новым Заветом[4]. Именно потому, что учение пока окончательно не оформлено, это время характеризуется одновременным существованием множества альтернативных христианских течений, которые с установлением и признанием верного учения стали именоваться ересями[5].

Наверное, самым известным альтернативным направлением того времени является гностическое христианство – синкретическое течение, объединяющее элементы древнегреческой философии (в основном платонизма и неоплатонизма), мифологии и христианства.

Этот же период христианскими историками рассматривается как период гонений, во-первых, со стороны иудеев, которые первоначально воспринимали христианство как иудейскую секту, а во-вторых, со стороны властей Римской империи, поскольку христиане отказывались поддерживать культ императора.

Христианство было впервые принято в качестве государственной религии в Великой Армении в 301 году. Затем, начиная с так называемого Медиоланского эдикта 313 года, провозглашённого императором Константином I, о свободе исповедания любой веры, христианство стало обретать статус государственной религии и в Римской империи.

Следующий период обычно называют периодом Вселенских соборов. В принципе, Вселенский собор – это собрание епископов (или в основном епископов) для решения важнейших доктринальных (догматических), судебных и/или церковно-политических вопросов. Вселенским он называется, поскольку предполагает присутствие представителей от всех существующих поместных христианских церквей. По этой же причине относительно разрешения догматических вопросов собор представляет собой высшую инстанцию, и его решения объявляются непогрешимыми и обязательными для всех церквей, поскольку собор – это часть Вселенской Церкви[6], управляемой Святым Духом.

Несмотря на то, что соборы решали внутренние церковные вопросы, они часто созывались по воле византийских императоров, которые иногда даже оказывались инициаторами или покровителями иконоборчества или монофелитства, впоследствии объявляемых еретическими учениями.

Итоговое документы соборов – это «Книга правил» и «Деяния». В первой излагаются догматические определения и каноны, во второй – определения и судебные решения. Тем не менее, признание того или иного собора Вселенским различными христианскими церквями дело весьма не однозначное.

Хронологические рамки данного периода – 325 год – конец IX века н.э. с несколькими исключениями.

Христианская история утверждает, что исторически первым собором было собрание двенадцати апостолов, которое произошло в 49 или 51 году н.э. Он называется Апостольским или Иерусалимским (по месту проведения). Итогом этого собора явилось признание факта воплощения Христа, а также необязательность исполнения многих правил иудейского закона и необязательность обрезания для неофитов-язычников.

Собственно, Первый Вселенский собор проводился в 325 году в городе Никее (потому и называется I Никейский). На нём была принята формулировка Символа веры, установлен канон Нового Завета, осуждено арианство, определены даты празднования Пасхи. Более того, собор постановил, что Христос вочеловечился, иными словами, что он имел не только человеческое тело, но и человеческую душу.

Второй Вселенский собор проводился в 381 году в Константинополе (современный Стамбул) и называется I Константинопольский. Собор сформулировал учение о Святой Троице, дополнил Символ веры и пояснил, что человечность Христа не является преградой, чтобы он был одновременно Богом.

Третий Вселенский собор – Эфесский проводился в 431 году. На нём было запрещено вносить изменения в Символ веры, а также пояснено, что человеческая природа Христа существовала в нём без всяких изменений.

Четвёртый Вселенский собор – Халкидонский[7] проводился в 451 году. Это очень важный собор как с точки зрения вероучения, так и истории. Во-первых, собор положил конец долгому спору о соотношении в Христе двух природ: божественной и человеческой, – выразив итог в формуле «неслиянно, нераздельно, неразлучно, неизменно», и осудил ересь монофизитства. Во-вторых, часть церквей отказались принять итоги этого собора, потому сегодня их называют дохалкидонскими или древними восточными церквями.

Пятый Вселенский собор – II Константинопольский проводился в 553 году. На нём произошло признание Богородицы Приснодевой, а также было осуждено учение платонизма и оригенизма[8].

Шестой Вселенский собор – III Константинопольский проводился в 680-681 годах. Результатом его работы стало признание монофелитства ересью.

Седьмой Вселенский собор[9] – II Никейский проходил в 787 году и осудил иконоборчество.

В следующий исторический период (1054-1453) произошло разделение христианской церкви на западную (католическую) и восточную (православную)[10]. Формально это произошло в 1054 году, когда глава римского посольства в Константинополе кардинал Гумберт и византийский Патриарх Михаил Керуларий предали анафеме учения друг друга[11].

При этом традиция созыва соборов не была забыта, однако все последующие тринадцать соборов проводились и признаются только католической церковью[12].

Следующее важное событие для истории христианства в целом – захват Константинополя турками-османами в 1453 году. В результате этого Византийская империя прекратила своё существование, что положило начало процессу формирования самостоятельной (автокефальной, не подчинённой напрямую вселенскому патриарху) национальной Русской церкви. Кроме того, напряжённая политическая и религиозная обстановка в Византийской империи, связанная с натиском Османской империи, привела к актуализации вопросов об объединении западного и восточного христианства, которые обсуждались на Ферраро-Флорентийском соборе 1438-1445 годов.

Примечательно, что на соборе присутствовал митрополит Киевский и всея Руси Исидор, подписавший документы об унии с католической церковью[13], однако этот факт не был признан русскими церковными иерархами и привёл к низложению митрополита, а также, в том числе в дальнейшей перспективе к независимости Русской церкви.

Русская православная церковь.

Собственно, возникновение Русской православной церкви напрямую связано с крещением Руси в 988 году князем Владимиром и образованием новой Киевской митрополии во главе с византийским митрополитом (первым стал митрополит Михаил). Русская православная церковь занимает пятое место в списке[14] (диптихе) автокефальных православных церквей в мире.

Затем в период феодальной раздробленности и в период монголо-татарского нашествия кафедра митрополита оставалась в Киеве, однако удельные князья задумывались о её перенесении в другие княжества как символа центральной власти. В результате в 1299 митрополит Максим перенёс кафедру во Владимир (Владимир-на-Клязьме), а в 1325 году митрополичья кафедра была перенесена в Москву (митрополит Пётр). Перенос кафедры из Киева был утверждён патриаршим Синодом в Константинополе в 1354 – 1355 годах.

Оставаясь в Москве и поддерживая политику московских князей, митрополиты продолжали носить титул «Митрополит Киевский и всея Руси», хотя в Киеве в частности и в западных землях вообще появлялись нечасто.

В этот период Киев перестал восприниматься как центр русского православия, тем не менее, уже в 1303 году для управления Юго-Западными землями Руси Вселенским патриархом была образована новая – Галицкая митрополия. Для этого из митрополии всея Руси были выделены Галичская, Перемышльская, Владимирская, Туровская, Луцкая и Холмская епархии. Кроме того, великий князь литовский Гедимин в первой четверти XIV также просил у Константинополя создать православную литовскую митрополию, что и было сделано. Центром митрополии был сначала город Новогрудок, а затем Вильнюс. В принципе, в середине XIV века византийский историк Никифор Григора писал, что Русь разделена на четыре части: Малая Русь, Литва, Новгород и Большая Русь, из которых самой сильной является Литва и в состав которой с 1362 года входило киевское княжество.

После распада Галицко-Волынского княжества (1349) и перехода его территорий во владение Великого княжества Литовского и Королевства Польского большинство западных земель Руси оказалось подчинено литовским князьям. Польские короли и литовские князья периодически обращаются к Вселенскому патриарху с просьбами поставить на их землях независимого от Москвы митрополита, и время от времени на территории одновременно действовали два митрополита Киевских. Одну из первых удачных попыток объединить все земли Руси в одну митрополию провёл митрополит Киприан (1330-1406).

В целом же ситуация радикально поменялась в 1448 году, когда формально Русская церковь становится автокефальной. В этом году когда собор в Москве поставил во главе Русской митрополии митрополита Иону без согласования с Константинополем. Причиной этому стало подписание митрополитом Исидором документа об унии с католической церковью на Ферраро-Флорентийском соборе (1438-1445). При этом сам Исидор отказался от титула митрополита Киевского и всея Руси только в 1458 году. Сделал он это в пользу своего ученика Григория (Болгарина), который и был назначен Константинополем на западные русские земли с кафедрой в Киеве. С этого момента митрополиты с кафедрой в Москве стали называться митрополитами Московскими и всея Руси (формально с 1461 года), а имевшие кафедру в Вильнюсе – митрополитами Киевскими, Галицкими и всея Руси. Последняя кафедра просуществовала как православная и подчинялась Вселенскому патриарху до 1596 года, в котором приняла Брестскую унию.

Таким образом, с 1448 по 1589 год Русская церковь управлялась независимыми митрополитами, а в царствование Иоанна III была принята доктрина о том, что после падения Рима и Византии Москва становится единственным центром вселенского православия – третьим Римом. В 1589 году Московская митрополия была преобразована в патриархию. Статус патриарха был присвоен Вселенским патриархом Иеремией II митрополиту Иову.

При патриархе Никоне в середине XVII века была проведена церковная реформа для приведения русской богослужебной традиции в соответствия с греческой. Реформа включала широкомасштабное исправление богослужебных книг и текстов, приведшая даже к изменениям в формулировках Символа веры, двуперстное крестное знамение было заменено на трёхперстное, крестные ходы стали проводиться в обратном направлении – против солнца (а не по солнцу, как ранее), возглас «аллилуйя» во время литургии стали произносить не дважды, а трижды.

Многие верующие не приняли этих изменений, в результате чего в Русской православной церкви возник раскол. Духовным лидером раскола стал протопоп Аввакум (Петров), последователи раскола стали называться старообрядцами[15], создавшими целый ряд новых церквей и направлений. В 1666 году в Москве был созван собор Русской церкви, чтобы окончательно утвердить церковную реформу и анафематствовать всех её противников (старообрядцев).

В 1700 году после смерти патриарха Адриана царь Пётр I запретил избирать нового патриарха. Для управления церковью в 1720 году была создана Духовная Коллегия, преобразованная затем в Священный правительствующий Синод.

Синод стал судебной и административной инстанцией церкви с достаточно широкими полномочиями. Он имел право избирать и поставлять епископов и открывать новые кафедры, канонизировать святых осуществлять цензуру, Ему принадлежало право (с согласия верховной власти) открывать новые кафедры, избирать и поставлять епископов, устанавливать церковные праздники и обряды, канонизировать святых, цензурировать произведения богословского, церковно-исторического и канонического содержания. Также в ведении Синода находились дела о снятии сана со священников, о придании мирян анафеме и бракоразводные дела. Главой Синода являлся светский чиновник Обер-прокурор. Он и члены Синода назначались императором.

Такая система государственного управления церковью просуществовала в России до 1917 года, когда после падения монархии было решено созвать Всероссийский поместный собор (1917-1918). Крупнейшим его решением было восстановление патриаршества. Первым патриархом был избран митрополит Московский Тихон (Беллавин). Тем не менее, Октябрьская революция нарушила процесс восстановления патриаршества.

В январе 1918 года был издан декрет «Об отделении церкви от государства и школы от церкви», в котором церковь лишалась прав юридического лица, собственности и государственного финансирования, а религия становилась частным делом граждан. После этого церковь пережила годы гонений. Властями было инспирировано огромное число показательных процессов, в рамках которых священников приговаривали к смертной казни. В результате пострадали тысячи священнослужителей и членов их семей.

После смерти патриарха Тихона в 1925 году власть запретила созывать новый поместный собор для избрания патриарха. Местоблюстителем патриаршего престола стал митрополит Пётр (Полянский), вскоре репрессированный, а заместителем Местоблюстителя – митрополит Сергий (Страгородский). В 1927 году он издал послание «Об отношении Православной Российской Церкви к существующей гражданской власти», в котором Советский Союз признавался гражданской родиной и который призвал членов Церкви быть лояльными советской власти. В Послании так же было выдвинуто требование к заграничному духовенству о политической лояльности к советскому правительству. Это привело к разрыву отношений с Патриархией большинства епископов в эмиграции.

В 1943 году государственная политика относительно церкви несколько изменилась. Московская патриархия была признана единственной законной православной церковью в СССР, а митрополит Сергий был избран патриархом, были снова открыты храмы и духовные учебные заведения. Тем не менее, этот период оттепели продлился совсем не долго, а в 1959-1964 годах последовала новая волна антирелигиозной и антицерковной политики. С момента восстановления патриаршества в 1943 году патриархами были: Сергий (Страгородский) 1943-1944, Алексий I (Симанский) 1945-1970, Пимен (Извеков) 1971-1990, Алексий II (Ридигер) 1990-2008, Кирилл (Гундяев) 2009 по настоящее время.

В 1987 году в рамках политики гласности и перестройки начался процесс улучшения отношений церкви и государства. Были сняты запреты на исповедание религий, освещение религиозной жизни в СМИ, отменены ограничения деятельности религиозных организаций, церкви стали передаваться здания и имущество, ранее находившееся в церковном владении.

После крушения Советского Союза в церковь в 1990 – 2000-е годы смогла значительно расширить своё влияние.

Православные церкви так же не оставили мысль о созыве очередного Вселенского собора. Попытки начать подготовку предпринимались в 1920-х, 1960-х и 1990-х годах, но все не имели видимых результатов.

6-9 марта 2014 года в Стамбуле проводилась встреча глав и представителей поместных православных церквей под председательством Константинопольского патриарха Варфоломея. На этой встрече было намечено проведение Всеправославного собора в 2016 году[16]. Изначально возникли проблемы с участием всех православных церквей: Антиохийская изначально не подписала документ о созыве Собора и не собиралась в нём участвовать, а за несколько недель до начала работы собора от участия в нём отказались четыре из четырнадцати автокефальных церквей: Антиохийская, Грузинская, Болгарская и Русская.

Революция 1917 года породила специфическую ситуацию в Русской церкви. После вступления в силу «Декрета об отделении церкви от государства и школы от церкви» 23 января (5 февраля) 1918 года, церковь перестала быть государственной, а всё её имущество объявлялось «народным достоянием».

В 1919 году во время гражданской войны на контролировавшейся Белым движением территории было образовано Временное высшее церковное управление Юго-Востока России. После взятия Крыма Красной армией управление было вынуждено переместилось в Константинополь, где и состоялось первое заграничное заседание управления, а само оно вскоре было переименовано в Высшее русское церковное управление за границей. Для выяснения статуса управления был направлен запрос в Константинопольский патриархат. Последний разрешал русским иерархам образовать для пастырского служения временную церковную комиссию (Эпитропию) под управлением Вселенской патриархии для надзора и руководства общей церковной жизнью русских церковных колоний в пределах православных стран. В 1921 году управление переехало в сербский город Сремски Карловцы[17], где и оставалось до эвакуации в 1944 году. При этом Архиерейский собор РПЦЗ в 1922 году постановил образовать Архиерейский синод Русской православной церкви заграницей.

В 1921 году в Карловцах прошло Всезаграничное русское церковное собрание, на котором в частности было принято «Послание чадам Русской православной Церкви, в рассеянии и изгнании сущим». Ряд заявлений собрания носил сугубо политический характер, например, призыв к восстановлению на российском престоле законного православного царя из дома Романовых и прямой призыв к мировым державам оказать помощь для вооружённого свержения режима в РСФСР. Такие заявления, естественно, не могли стать основанием для улучшения отношений с Советской Россией.

Ответом советской стороны стало изданное в 1927 году «Послание заместителя патриаршего местоблюстителя митрополита Нижегородского Сергия и Временного при нём Патриаршего Священного Синода «Об отношении Православной Российской Церкви к существующей гражданской власти» (которое также часто называется Декларацией митрополита Сергия). В послании говорилось об ожесточённой вредительской и диверсионной деятельности зарубежных врагов, и потому было важно показать, что церковные деятели СССР, находятся не с врагами Советского государства и не с безумными орудиями их интриг, а с народом и Правительством. Эти два события привели к тому, что общение между РПЦ МП и РПЦЗ прекратилось.

17 мая 2007 года в храме Христа Спасителя патриархом Алексием II (Ридигером) и главой РПЦЗ митрополитом Лавром (Шкурлой) был подписан Акт о каноническом общении, в котором Русская православная церковь заграницей стала одной из самоуправляемых церквей Московского патриархата.

Кроме того, в 1931 году многие приходы русской церкви[18] были преобразованы во «Временный экзархат святого апостольского и патриаршего трона Константинополя в Западной Европе» под юрисдикцией Константинопольского патриарха. Сегодня это подразделение называется «Архиепископия русских православных церквей в Западной Европе» и по сей день находится в подчинении Константинопольского патриарха.

Статистика.

На сегодняшний день Русская православная церковь (Московский патриархат) занимает второе место по числу последователей (около 160 миллионов человек[19], последователи церкви живут не только в России) среди всех христианских церквей после католической (около 1200 миллионов человек)[20]. На сегодняшний день Русская православная церковь – это крупнейшее религиозное объединение в России, на Украине, в Белоруссии, Молдавии. В настоящее время[21] Русская православная церковь насчитывает 58 митрополий и более 300 епархий. Духовенство включает 35171 пресвитера, епископат составляют 354 архиерея, служение несут 4816 диаконов. В Русской церкви 455 мужских монастыря и 471 женский. В странах дальнего зарубежья действуют 891 приход и 56 монастырей Московского патриархата, включая приходы и монастыри Русской зарубежной церкви. В Русской православной церкви 34764 храма или иного вида помещения, где совершается литургия. В Москве 475 храмов, при которых есть община и где регулярно совершается литургия.

Вероучение.

Центральное место в христианском вероучении занимает Иисус Христос. Христиане верят, что Иисус – это воплощение второго Лица святой Троицы – Бога Сына. Для христиан Иисус является одновременно и Богом, и человеком (богочеловеком), воплотившимся, чтобы стать искупительной жертвой за грехи человечества и открыть людям путь и возможность спасения.

Бог в христианском учении имеет три Лица, называемые также ипостасями, или личностями, при этом ипостаси не существуют раздельно, а Бог сущностно един. Именно по этой причине христиане также именуют Бога Троицей.

Учение о Боге-Троице занимает центральное место в христианском учении. В принципе, оно достаточно строго зафиксировано в системе догматов – утверждённых церковью положений вероучения, которые не подлежат критике или сомнению и считаются обязательной и неизменяемой истиной. Так, христианская церковь сформулировала строгую догматическую формулу вероисповедания, называемую Символ Веры, которой придерживается абсолютное большинство церквей.

Согласно Символу Веры, Бог Отец вечен, никогда и ни от кого не рождается, Бог Сын предвечно рождается от Бога Отца, Бог Святой Дух предвечно исходит от Бога Отца. Все три Лица Троицы существуют в полном единстве, а в молитвах к Богу обращаются только в единственном числе.

Все ипостаси Троицы находятся в идеальной (абсолютной и самодостаточной) взаимной любви. Рождение Сына и исхождение Духа являются вечными, но при этом добровольными свойствами Бога. Он по своей воле (по своей любви) творит из ничего невидимый (ангельский) и видимый (материальный) миры, хотя мог бы и не творить ничего, поскольку Его к этому ничего не принуждало.

Согласно учению церкви, Бог является живым, вечным, вездесущим, всезнающим, всеблагим, бестелесным и невидимым духом.

Христиане верят, что Адам и Ева в райском саду нарушили запрет Бога (совершили грех) и вкусили плодов с дерева добра и зла. В результате люди потеряли состояние блаженства и перешли в состояние страданий и греховности, были изгнаны из Рая и потеряли возможность жить вечно. Собственно, эти изменения в христианстве называются грехопадением, а сам проступок Адама и Евы – первородным грехом. Он повредил природу человека, поскольку вне зависимости от личных качеств, свойства падшей природы человека «автоматически» становятся частью каждого человека. Именно по этой причине, с точки зрения христианского учения, только родившись, человек уже подчинён закону старения и смерти, а его воля изначально склонна к греху. Таким образом, первородный грех не является личным грехом Адама и Евы, а общим для всех и передаваемым в самом акте рождения греховным состоянием[22].

Таким образом, христианское учение говорит, что, отступив от Бога, человек оказался во власти греха, дьявола и смерти. Однако Бог есть любовь, и именно благодаря любви Бог посылает в мир Сына, который через смерть на кресте, через приношение собственной жизни в жертву освободит человечество от власти первородного греха и восстановит человеческую природу.

Кроме того, христиане верят, что на третий день посте смерти Сын Божий воскрес. Таким образом, каждый, верующий в Христа в акте крещения освобождён от власти первородного греха и в Христе же может спастись, то есть снова обрести вечную жизнь.

Данных взглядов в общем виде придерживаются все христианские конфессии, однако между ними существует множество различий иногда в принципиальных богословских положениях, а иногда и в деталях.

Сравнительно близкими друг к другу являются православие и католицизм. При существующих канонических различиях, смысловым центром богослужениями латинского и византийского обрядов является Евхаристия. При этом Православная церковь использует Юлианский календарь для расчёта Пасхалии, а католическая – Григорианский. В православии рядовые священники не дают обета безбрачия (обязателен только для монахов и епископов), в отличие от католических. Причастие мирян в католицизме проводится только хлебом[23] (после Второго Ватиканского собора разрешено причащать хлебом и вином), причём используется пресный хлеб, православные причащаются хлебом и вином и используют квасной хлеб. Тем не менее, эти различия не носят принципиального характера, а отличие от догматических.

Основное отличие состоит в добавлении филиокве. Оно представляет собой добавление в латинском переводе Символа Веры слов «и от Сына» (лат. filioque), когда идёт речь об исхождении Святого Духа. Положение о том, что Святой Дух исходит и от Отца, и от Сына изменяет учение о Троице, изложенное в трудах Великих Каппадокийцев – Василия Великого, Григория Богослова и Григория Нисского и принятого на Константинопольском соборе в 381 году.

В Западной традиции Святой Дух трактуется как любовь между Отцом и Сыном, а в Православии любовь есть общая энергия всех Трёх Лиц Святой Троицы.

Кроме того, а православии отвергаются введённые католической церковью позднее догматы о непорочном зачатии Девы Марии, о телесном вознесении Богородицы[24], о чистилище и непогрешимости (безошибочности) папы в вопросах веры и морали ex cathedra[25].

Русская православная церковь признает Вселенскими семь Соборов, прошедших до раскола в 1054 году, католицизм признает двадцать один Собор, в том числе и проходившие после великой схизмы. Так же православие отвергает догмат о непогрешимости папы в вопросах веры и его главенство над всеми христианами. Православие, кроме того, не принимает учение о чистилище, а также учение о «сверхдолжных заслугах святых».

За более чем двухтысячелетнюю историю в рамках христианства было разработано систематическое изложение и истолкование учения и догматов. Это систематическое изложение называется богословием, или теологией. Первоначально термин «богословие» понимался как комплекс дисциплин, которые занимаются изучением, изложением, обоснованием и защитой учения о Боге, его деятельности в мире и об откровении, тем не менее, современное богословие – это комплекс дисциплин, излагающих различные стороны христианского вероучения, культа и истории. Собственно, теология (в узком смысле) как учение о Боге – это всего лишь одна из богословских дисциплин.

Тем не менее, на протяжении истории всегда существовали различные подходы к богословию, которое именно по этой причине никогда не было единым. С течением времени эта ситуация усугубилась появлением всё большего числа конфессий, деноминаций и богословских школ. В современном богословии выделяются богословие Церкви Востока, православное, богословия Древневосточных церквей, католическое, богословие протестантских конфессий. Тем не менее, развитие богословского знания не прекратилось и по сей день, а современные теологи разрабатывают множественные и самостоятельные подходы к христианству. Среди них, например, либеральная теология, теология освобождения, теология смерти Бога, феминистская теология.

При этом рациональная богословская система по содержанию является второстепенной относительно Священного Писания и Священного Предания.

Писание – это собрание священных книг, которое называется Библия. Церковь признаёт все книги Библии боговдохновенными, то есть написанными под действием Святого Духа. Состоит она их двух частей: Ветхого и Нового Заветов. Ветхий Завет является священным не только для христиан, но и для иудеев (Иудеи называют его Танах). Официальный список книг, составляющий Библию называется канон. Существует несколько версий канона Ветхого Завета: иудейский (Танах составляют 24 или 22 книги), греческий христианский, латинский христианский и протестантский.

Греческий христианский канон во многим повторяет канон сделанного в III веке до н.э. в Александрии перевода текстов Ветхого завета с еврейского на греческий язык, называемый Септуагинта или перевод семидесяти толковников (часто обозначается латинскими цифрами LXX). Латинский канон основан на латинском переводе текстов, называемом Вульгата.

Число книг, входящих в состав Ветхого Завета не одинаково в различных конфессиях, при этом, все книги, составляющие Танах, являются каноническими во всех церквях. Православная церковь признаёт каноническими 39 книг и неканоническими 11, католическая признаёт 46 канонических книг, а остальные называет второканоническими. Наконец, в рамках протестантского канона признаются каноническими только книги, составляющие Танах, а остальные называются апокрифами. Так же книги Ветхого завета объединяются в разделы – закон (Тора), пророки (Невиим) и писания (Ктувим) в иудейской традиции и законоположительные (называемые так же пятикнижием), исторические, учительные и пророческие книги в христианской традиции. Ветхий завет с точки зрения христиан, представляет собой подготовительную книгу по отношению к Новому и содержит в себе большое число пророчеств о пришествии Христа.

Вторая часть Библии – Новый Завет – состоит из 27 книг, причём их состав неизменен для всех направлений христианства: 4 канонических Евангелия, Деяния апостолов, 21 послание апостолов и Откровение Иоанна Богослова.

Священное Предание – это ещё один источник вероучения в христианских церквях. По составу Предание гораздо более обширно и включает положения вероучения (куда входят догматические положения, изложенные в Символе веры и в решениях Вселенских соборов), каноны (Правила Вселенских и других признанных соборов), литургическое предание (содержание чинопоследований церковных таинств и священнодействий, молитв и песнопений), творения святых отцов и учителей церкви.

Различные конфессии относятся и понимают Предание не одинаково. В православной традиции Писание является частью Предания, поскольку оно понимается как соучастие жизни Святого Духа в Церкви, то есть включает в себя всю жизни Церкви. Католическая традиция считает, что часть учения была зафиксирована в книгах Писания, а часть, не войдя в Писание, передавалась устно и была записана позже, что и составляет Предание.

Культ/символика.

Основным христианским символом является крест, который является символом Животворящего Креста, на котором был распят Иисус Христос. Этот Крест является одной из главных христианских реликвий. При этом примечательно, что для православия более характерен восьмиконечный крест, для католицизма – четырёх- или шестиконечный, для протестантских церквей характерен или четырёхконечный, или неприятие креста, поскольку он воспринимается как символ казни Христа.

Кроме того, со времён раннего христианства связанными с Христом и евангельскими сюжетами символами являются рыба (от древнегреческого греческого слова Ίχθύς, которое представляет собой анаграмму имени Иисус Христос Божий Сын Спаситель), ягнёнок как символ крестной жертвы Христа, виноград или виноградная лоза как символ Церкви.

Что касается культа, то христиане верят, что первые священнодействия были установлены самим Христом. Эти священнодействия называются таинствами. Христиане считают, что в них верующим сообщается невидимая благодать Бога. По этой причине они, в отличие от обрядов (например, освящения воды), призваны изменять внутреннюю, духовную жизнь человека.

В православии признаются семь основных таинств: крещение (погружение или окропление водой в знак приобщения человека к Церкви), миропомазание (в католической традиции называется конфирмация – освящение через помазание человека ароматической смесью – миро), покаяние (открытие своих грехов перед Богом в присутствии священника и получение отпущения грехов), евхаристия, или причащение (приобщение к Христу через вкушение хлеба и вина (Тела и Крови Христа)), брак, или венчание (освящение супружеского союза мужчины и женщины), священство (посвящение в священнослужители) и елеосвящение, или соборование (заключается в освящении елея, который затем используется для помазания тела человека для исцеления души и тела силой Святого Духа).

Кроме таинств в церквях существуют целые последовательности богослужений, которые, например, в православной церкви называются суточный, седмичный и годовой круг богослужений, соответствующий богослужениям в течение суток, недели и года.

Церковный день начинается с вечера предыдущего дня и в православии обычно его составляют следующие богослужения: малая вечерня, вечерня, к которой может присоединяться лития, повечерие, полунощница, утреня, часы, литургия.

Литургия является вершиной дня и одновременно его завершением, но при этом формально не входит в суточный круг. Место литургии определяется тем, что во время неё проводится таинство евхаристии. Христиане верят, что во время причастия хлеб и вино превращаются (православные используют термин «преложение») в Плоть и Кровь Христа.

Относительно проведения литургии существует множество правил. Собственно, есть западные и восточные литургические обряды, исторические сложившиеся в разных церквях. В Русской православной церкви используется византийский обряд и обычно проводится три варианта литургии: литургия Иоанна Златоуста, Василия Великого и Преждеосвященных даров.

С годовым кругом богослужений неразрывно связаны основные православные праздники, каждый из которых посвящён тому или иному священному событию. Русская православная церковь живёт по Юлианскому календарю и новый год отмечает 1 сентября (или 14 сентября по Григорианскому календарю). Всего в году 13 основных праздников. Первым и самым главным праздником является Пасха, символизирующая победу Иисуса Христа над смертью и воскресение его из мёртвых. Пасха – это переходящий праздник, поскольку не имеет фиксированной даты. Методика расчёта даты Пасхи называется пасхалией и представляет собой не самую простую астрономическую и математическую задачу. Основное правило имеет следующую формулировку: Пасха празднуется в первое воскресенье после первого полнолуния, произошедшего после дня весеннего равноденствия. Несовпадение пасхальных дат у РПЦ и католической церкви связана с разницей в календарях (Юлианский и Григорианский соответственно) и с тем фактом, что в православной пасхалии под полнолунием и равноденствием понимаются не астрономические явления, а даты, полученные расчётным путём. Необходимо также отметить, что в православных церквях Пасха наступает непременно после еврейского праздника Песах.

Остальные 12 основных праздников (так называемые двунадесятые праздники) связаны с другими событиями из жизни Христа или Богородицы и потому называются ещё господскими или богородичными.

Рождество Пресвятой Богородицы – 8 (21) сентября (богородичный праздник);

Воздвижение Креста Господня – 14 (27) сентября (господский праздник);

Введение во храм Пресвятой Богородицы – 21 ноября (4 декабря) (богородичный праздник);

Рождество Христово – 25 декабря (7 января) (господский праздник);

Крещение Господне – 6 (19) января (господский праздник);

Сретение Господне – 2 (15) февраля (богородичный праздник, с некоторыми богослужебными элементами господских праздников);

Благовещение Пресвятой Богородицы –25 марта (7 апреля) (богородичный праздник);

Вход Господень в Иерусалим (переходящий) – воскресенье перед Пасхой (господский праздник);

Вознесение Господне (переходящий) – 40-й день после Пасхи, всегда в четверг (господский праздник);

День Святой Троицы (переходящий) – 50-й день после Пасхи, всегда в воскресенье (господский праздник);

Преображение Господне – 6 (19) августа (господский праздник);

Успение Богородицы – 15 (28) августа (богородичный праздник).

С годичным кругом богослужений и праздников неразрывно связаны постные периоды. Пост в православии – это аскетический подвиг, заключающийся в воздержании от земных удовольствий на определённое время и одновременно усердная молитва. Пост бывает однодневный и многодневный. Пост предполагает ограничение в определённых видах пищи (мясной, молочной, а также рыбы (хотя в среду и пятницу, если они выпадают не на дни четырех постов рыба разрешается) – такая пища называется скоромной) в среду (день предания Христа на страдания) и пятницу (мучения и смерть на кресте).

Дни строгого поста: Воздвижения Креста Господня – 14 сентября (27 сентября), день Усекновения главы Иоанна Предтечи – 29 августа (11 сентября) и навечерия Богоявления 5 января (18 января). К многодневным постам относится Великий пост (длится 7 недель перед Пасхой: 6 недель и Страстная седмица), Петров пост (начинается через неделю после Дня Святой Троицы (после 9 воскресенья после Пасхи) и заканчивается в День Петра и Павла 29 июня (12 июля), поскольку дата Троицы не фиксирована, то и продолжительность поста также не фиксирована), Успенский пост (установлен в честь праздника Успения Пресвятой Богородицы и длится с 1 (14) августа по 14 (27) августа) и Рождественский пост (называется также Филиппов пост, установлен в честь Рождества Христова и продолжается с 15 (28) ноября по 24 декабря (6 января).

Современное состояние.

Само название Русская православная церковь (РПЦ) неофициально существует и применяется достаточно давно, однако в качестве официального оно было принято только осенью 1943 года. В то время статуса юридического лица церковь не получила, а в полном объёме его обрела на территории РСФСР лишь 30 мая 1991 года на основании Закона СССР от 1 октября 1990 года «О свободе совести и религиозных организациях» после регистрации Министерством юстиции РСФСР Гражданского устава Русской православной церкви. Альтернативным официальным названием Русской православной церкви является «Московский патриархат».

Устав определяет Русскую православную церковь как «многонациональную поместную автокефальную церковь, находящуюся в вероучительном единстве и молитвенно-каноническом общении с другими поместными православными церквами». Согласно опубликованному уставу, высшими органами церковной власти и управления являются Поместный собор, Архиерейский собор и Священный синод во главе с патриархом. Эти органы, каждый в своей компетенции, обладают законодательными, исполнительными и судебными полномочиями.

Поместный собор представляет собой собрание епископов, представителей клира, монахов и мирян. Количество участников и порядок сбора определяется архиерейским собором. Собору принадлежит высшая власть в области вероучения и канонического устроения церкви, на соборе же избирается патриарх. Архиерейский собор также определяет сроки созыва Поместного собора. В исключительных случаях собор может созываться патриархом и синодом. Последний собор был созван в январе 2009 года, на котором митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл был избран патриархом.

Архиерейский собор[26] – это собор, в котором участвуют исключительно епископы. Собор является высшим органом иерархического управления церкви. В его состав входят все правящие епископы, а также викарные[27] епископы, возглавляющие синодальные учреждения и духовные академии. Согласно уставу, собор должен созываться не реже одного раза в четыре года. За последнее время соборы проходили: 2-4 февраля 2011 года, 2-5 февраля 2013 года и 2-3 февраля 2016 года.

Священный синод представляет собой орган управления церковью в период между Архиерейскими соборами. Председателем синода является патриарх или местоблюститель, в состав Синода входит восемь постоянных членов и пять временных.

Постоянные члены: Онуфрий (Березовский), митрополит Киевский и всея Украины, Ювеналий (Поярков), митрополит Крутицкий и Коломенский, Владимир (Кантарян), митрополит Кишинёвский и всея Молдовы, Александр (Могилёв), митрополит Астанайский и Казахстанский, глава Митрополичьего округа в Республике Казахстан, Викентий (Морарь), митрополит Ташкентский и Узбекистанский, глава Среднеазиатского митрополичьего округа, Варсонофий (Судаков), митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский, управляющий делами Московской патриархии и секретарь Синода, Павел (Пономарёв), митрополит Минский и Заславский, Патриарший Экзарх всея Беларуси, Иларион (Алфеев), митрополит Волоколамский, викарий патриарха, председатель Отдела внешних церковных связей.[28]

Синоду подчиняется группа синодальных учреждений и комиссий:

Издательский совет (председатель – Климент, митрополит Калужский и Боровский, Отдел внешних церковных связей (ОВЦС, председатель – Иларион, митрополит Волоколамский, Патриарший совет по культуре (председатель – МТихон, епископ Егорьевский), Синодальная библейско-богословская комиссия (председатель – Иларион (Алфеев),, митрополит Волоколамский, викарий патриарха, председатель Отдела внешних церковных связейВолоколамский), Синодальная библиотека (председатель – Феофилакт, епископ Дмитровский, викарий патриарха), Синодальная богослужебная комиссия (председатель – Константин, митрополит Петрозаводский и Карельский, Синодальная комиссия по канонизации святых (председатель – Панкратий, епископ Троицкий, викарий патриарха), Синодальный комитет по взаимодействию с казачеством (председатель – Кирилл, митрополит Ставропольский и Невинномысский), Синодальный миссионерский отдел (председатель – Иоанн, митрополит Белгородский и Старооскольский), Синодальный отдел по взаимодействию с вооруженными силами и правоохранительными органами (председатель – Сергий Привалов, протоиерей), Синодальный отдел по взаимоотношениям церкви с обществом и СМИ (председатель – Легойда Владимир Романович), Синодальный отдел по делам молодёжи (председатель – Серафим (Амельченков), архимандрит), Синодальный отдел по монастырям и монашеству (председатель – Феогност, архиепископ Сергиево-Посадский, викарий патриарха), Синодальный отдел по тюремному служению (председатель – Иринарх, епископ Красногорский, викарий патриарха), Синодальный отдел по церковной благотворительности и социальному служению (председатель – Пантелеимон, епископ Орехово-Зуевский, викарий патриарха), Синодальный отдел религиозного образования и катехизации (председатель – Меркурий, митрополит Ростовский и Новочеркасский), Управление делами (председатель – Варсонофий, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский), Учебный комитет РПЦ (председатель – Евгений, архиепископ Верейский, викарий патриарха), Финансово-хозяйственное управление (председатель – Марк, митрополит Рязанский и Михайловский).

Высший церковный совет – это действующий при патриархе и синоде исполнительный орган. Совет подчиняется и подотчётен патриарху (местоблюстителю) и синоду. Его история достаточно нова: впервые он был учреждён поместным собором 1917 года, а в современном виде по инициативе патриарха был образован в марте 2011 года. Совет возглавляется патриархом, а в состав его входит 18 членов – руководителей синодальных учреждений РПЦ.

Высший церковный совет рассматривает вопросы богословского образования, просвещения, миссии, церковного социального служения, информационной деятельности канонических подразделений Русской православной церкви и церковных СМИ; взаимоотношений церкви с государством, обществом, поместными православными церквями, инославными конфессиями; церковного управления и хозяйствования. Решения совета вступают в силу после утверждения патриархом (местоблюстителем) протокола соответствующего заседания.

Патриарх – предстоятель (глава) церкви. Титул патриарха – «Святейший Патриарх Московский и всея Руси». Сан патриарха является пожизненным, тем не менее, архиерейскому собору принадлежит право суда и низложения патриарха, а также решение вопроса о его уходе на покой.

Правила избрания патриарха были формализованы в 2011 году, когда президиум межсоборного присутствия рассматривал проект документа «Процедура и критерии избрания Патриарха Московского и всея Руси». Результатом работы стало принятие архиерейским собором 5 февраля 2013 года «Положения об избрании Патриарха Московского и всея Руси».

Патриарху принадлежит «первенство чести» среди епископов церкви, и он подотчётен поместному и архиерейскому соборам. При этом патриарх созывает архиерейские и поместные соборы и председательствует на них, он же несёт ответственность за исполнение их постановлений. Именно патриарх представляет церковь как в отношениях с другими церквями, так и со светской властью. В его обязанности входит поддержание единства церковной иерархии, издание (совместно с синодом) указов об избрании и назначении епархиальных архиереев. Он также осуществляет контроль деятельности архиереев.

Патриарх Московский и всея Руси является правящим епископом Московской епархии, в которую входят город Москва и Московская область, он же является священноархимандритом Свято-Троицкой Сергиевой лавры.

Другими высшими органами церковного управления являются Межсоборное присутствие Русской православной церкви и Церковный суд.

Межсоборное присутствие Русской православной церкви – совещательный орган, призванный обсуждать наиболее важные вопросы внутренней и внешней деятельности церкви и помогать руководству церкви подготовке соответствующих решений. Основной задачей присутствия является общественное обсуждение актуальных вопросов церковной жизни, рассматриваемых поместным и архиерейским соборами, а также подготовка проектов решений по этим вопросам. Решения по предложениям Межсоборного присутствия могут приниматься также Священным синодом.

Робота по созданию нового органа управления велась с момента проведения поместного собора 2009 года. 27 июля 2009 года на заседании синода были утверждены «Положение о Межсоборном присутствии Русской Православной Церкви», состав и Президиум этого органа и определён круг вопросов, входящих в его компетенцию.

Председателем присутствия является патриарх Московский и всея Руси. Члены присутствия – избираются Священным синодом из числа архиереев, клириков и мирян. Состав присутствия пересматривается один раз в четыре года.

В настоящее время в составе Межсоборного присутствия существуют 7 комиссий (с 30 января 2017 года):

  • по богословию и богословскому образованию рассматривает темы, связанные с богословием, богословским и теологическим образованием, отношениями с инославными христианами и иноверными;
  • по осуществлению соборности и по церковному управлению изучает темы, касающиеся реализации механизмов соборности в Церкви, церковного управления на высшем, епархиальном, благочинническом и приходском уровне, приходской пастырской и богослужебной практики;
  • по церковному праву изучает темы церковного права, а также преодоления и профилактики расколов;
  • по богослужению и церковному искусству исследует темы литургического предания, богослужебного устава, церковного искусства, в том числе пение, иконопись, архитектура, других видов церковного искусства;
  • по церковному просвещению и диаконии рассматривает темы, посвящённые катехизации, миссии, работе с молодёжью, религиозному образованию и деятельности воскресных школ, церковному социальному и благотворительному служению;
  • по организации жизни монастырей и монашества продолжит изучение тем, затрагивающих монастыри и монашество;
  • по вопросам общественной жизни, культуры, науки и информации определено заниматься развитием и применением норм Основ социальной концепции Русской Православной Церкви, касающихся общественной жизни, культуры, науки, информации.

Церковный суд – система судебных органов, функционирующих в соответствии с церковным правом. Принципы устройства суда РПЦ были восприняты ещё в Византии. Система церковных судов в РФ существует независимо от системы гражданских судов. Более того, в уставе РПЦ от 2000 года запрещается «должностным лицам и сотрудникам канонических подразделений, а также клирикам и мирянам» «обращаться в органы государственной власти и в гражданский суд по вопросам, относящимся к внутрицерковной жизни, включая каноническое управление, церковное устройство, богослужебную и пастырскую деятельность».

Архиерейский собор 2008 года утвердил «Положение о церковном суде Русской православной церкви». Согласно тексту, судебная система церкви предполагает три инстанции: епархиальные суды, Общецерковный суд и суд Архиерейского собора, а также высшие церковно-судебные инстанции Русской православной церкви заграницей и самоуправляемых церквей.

Председателем Общецерковного суда является митрополит Екатеринодарский и Кубанский Исидор (Кириченко).

Кроме перечисленных органов власти и управления в РПЦ есть ещё совокупность структур, которыми руководит непосредственно патриарх. Эта группа называется Московской патриархией (не нужно путать с Московским патриархатом) и является административным подразделением церкви. В структуру Московской патриархии входят: Управление делами Московской патриархии; Административный секретариат Московской патриархии; Управление Московской Патриархии по зарубежным учреждениям; Управление Московской патриархии по городу Москве; Служба делопроизводства Московской патриархии; Референтура Московской патриархии; Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси; Личный секретариат Патриарха Московского и всея Руси; Издательство Московской патриархии; Юридическая служба Московской патриархии.

Р. Сафронов


[1] Существует также группа церквей, называемая «Древние восточные церкви», которые не относятся ни к православию, ни к католицизму, ни к протестантизму. Немного подробнее о них см. текст ниже.

[2] Об этом подробнее будет рассказано в соответствующем разделе.

[3] Фарисеи, саддукеи и ессеи – это основные религиозные и общественные течения в Иудее в эпоху Второго Храма.. Основным источником информации о первых двух является книга Иосифа Флавия (популяризатора еврейской культуры в Римской империи) «Иудейские древности». Он пишет, что фарисеи  «всё совершающееся ставят в зависимость от Бога и судьбы и учат, что, хотя человеку предоставлена свобода выбора между честными и бесчестными поступками, но в этом участвует также предопределение судьбы». Именно учение фарисеев лежит в основе современного ортодоксального иудаизма. Саддукеи же, в противоположность фарисеям, признавали только писанный закон Моисея, отвергая накопившиеся в течение целого ряда столетий народные обычаи и постановления позднейших законоучителей. Ессеи – иудейская религиозная секта, представители которой в основном жили в обособленных колониях на северо-западе от Мёртвого моря. Они избегали встречи с остальными соплеменниками даже в Иерусалимском храме, образовали из себя строго замкнутый орден, жили безбрачно, но принимали и воспитывали в своих понятиях чужих детей. Согласно современной гипотезе, ессеизм до некоторой степени подготовил почву для принятия христианства и что между первыми массами последователей Иисуса было много ессеев. Именно с сектой ессеев связана одна их значительнейших находок 20 века – Кумранских рукописей, обнаруженных в 1947 году и представляющих на сегодняшний день древнейшие списки части библейских текстов.

[4] Подробнее см. текст ниже.

[5] Греческое слово «ересь», употреблённое в Новом Завете, переводится как «разномыслие» и по смыслу отличается от употребляемого сегодня слова.

[6] В современном русском языке у слова «церковь» имеется несколько смыслов. Во-первых, оно может обозначать Вселенскую Церковь как всемирное сообщество христиан, верящих, что Иисус Христос – это истинный Бог и Спаситель, который есть создатель Церкви и её Господь. Богословие под Церковью понимает сообщество, которое состоит как из ныне живущих (Церковь земная), так и из умерших (Церковь небесная) христиан, составляющих Тело Христово. Во-вторых, понятием «церковь» может обозначаться та или иная конфессия (православная церковь, католическая церковь). В-третьих, церковью может называться религиозная организация в рамках конфессии (например, Русская православная церковь, Римско-католическая церковь). В-четвёртых, «церковь» может обозначать конкретное здание, где христиане собираются для совершения богослужений, таинств (церковь Иоанна Богослова, церковь святителя Николая Мирликийского) или, в-пятых, – локальную общину верующих, приход.

[7] Христианство насчитывает три основных течения: католицизм, православие и протестантизм. При этом важно помнить, что в рамках каждого течения сосуществуют несколько церквей, а также имеются церкви, которые находятся за рамками указанных трёх течений. Существует группа так называемых древних восточных церквей, которые признают постановления и догматы только первых трёх Вселенских соборов. По этой причине они называются дохалкидонскими. В их число входят Ассирийская церковь Востока, Армянская апостольская церковь, Коптская, Эфиопская, Эритрейская, Сирийская и Маланкарская православные церкви. Ассирийская церковь востока признаёт только два Вселенских собора.

[8] «Богородица», поскольку она родила Сына Божьего, «Приснодева», поскольку являлась девственницей до, во время и после рождения Христа.

[9] С точки зрения Русской православной церкви было всего семь Вселенских соборов.

[10] Далее по тексту мы будем говорить об истории христианства на Западе, а после – об истории христианства на Востоке.

[11] Взаимные анафемы были сняты Вселенским патриархом Афинагором и папой Павлом VI в 1965 году.

[12] 1123 год – I Латеранский (конец борьбы за инвеституру), 1139 год – II Латеранский, 1179 год – III Латеранский (осуждение катаров), 1215 год – IV Латеранский (санкционирование инквизиции), 1245 год – I Лионский, 1274 год – II Лионский (уния с православной церковью), 1311—1312 годы – Вьеннский (упразднение ордена тамплиеров), 1414-1418 годы – Констанцский (казнь Яна Гуса, осуждение Джона Уиклифа), 1438-1445 годы – Ферраро-Флорентийский (обсуждение вопросов, мешающих объединению церквей, догмат о чистилище), 1512-1517 годы – V Латеранский (церковная реформа), 1545-1563 годы – Тридентский (контрреформация), 1869-1870 годы – Первый Ватиканский (непогрешимость папы в вопросах веры), 1962-1965 годы – Второй Ватиканский (литургическая реформа).

[13] Уния подразумевала, что православные церкви, признавая правильным всё содержание вероучения Римской церкви, не станут вводить у себя латинские литургические и церковные обычаи.

[14] В списке церкви располагаются по такому порядку: Константинопольская, Александрийская, Антиохийская, Иерусалимская, Русская, Грузинская, Сербская, Румынская, Болгарская, Кипрская, Элладская, Албанская, Польская, Чешская и Словацкая, Американская.

[15] Старообрядчество, или древлеправославие, – это совокупность религиозных организаций, отвергнувших церковную реформу 1650-1660 годов. Все старообрядчество можно подразделить на два течения: поповство и беспоповство. Поповцы приемлют все таинства православного христианства и признают необходимость священников при богослужениях и обрядах. По догматике они мало отличаются от новообрядцев, однако придерживаются при этом старых дореформенных обрядов, богослужебных книг и церковных традиций. В 1800 году часть старообрядцев перешли под юрисдикцию РПЦ, сохранив при этом всю дореформенную обрядность, книги и традиции. Они получили название единоверцы. Второе течение – беспоповцы – не принимали священников от послереформенной РПЦ. В результате после естественной смерти всех священников и епископов новых они рукоположить не могли. В результате богослужение они стали, по возможности, проводить т. н. мирянским чином, в котором отсутствуют элементы, осуществляемые иереем.

[16] Православная церковь ныне признаёт семь Вселенских соборов, последний из которых – Второй Никейский – состоялся в VIII веке. Таким образом, всеправославный собор мог бы произойти впервые за более чем тысячу лет.

Интересно, что признать Вселенским собор может только последующий собор, тоже Вселенский. В случае созыва такого собора, ожидается признание в качестве Вселенского Константинопольского собора 879—880 годов, запретившего добавление к Символу веры и признавшего Вселенским 7-й собор.

[17] В связи с этим РПЦЗ иногда называют карловацким расколом (сам термин «карловацкий раскол» восходит к научному атеизму советских времен, церковь тоже его использовала, хотя канонически это не было расколом).

[18] Причиной этого шага стало отстранение митрополитом Сергием (Страгородским) и Синодом митрополита Евлогия от должности управляющего русскими приходами в Западной Европе. При этом большая часть приходов сохранила лояльность митрополиту Евлогию.

[19] Данные можно посмотреть, например, на сайте http://orthodoxengland.org.uk/numbers.htm (дата обращения: 15.03.2017).

[20] Вопрос о числе последователей в настоящий момент не имеет однозначного ответа. Цифра 160 миллионов последователей получается, если мы будем считать, что православным является любой человек, называющий себя таковым, даже если он никогда не живёт церковной жизнью совсем или появляется в церкви один-два раза в год. Если же мы будем говорить о числе воцерковлённых православных, то получим цифру примерно в 5% от общего числа православных (например, об этом говорят данные следующих опросов: http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=33254 (дата обращения 15.03.2017) или http://www.sova-center.ru/religion/discussions/how-many/2014/07/d29855/ (дата обращения 15.03.2017)).

[21] Официальные данные на 2016 год. URL: http://www.orthedu.ru/news/14704-doklad-svyateyshego-patriarha-kirilla-2-fevralya-2016-goda.html (дптп обращения: 15.03.2017)

[22] Даже если говорить о зачатии в пробирке – актом зачатия является соединение двух половых клеток.

[23] Телом Христа под видом хлеба, как считает церковь.

[24] Интересно, что в православной литургике также можно найти представления о её телесном вознесении, однако это представление не оформлено в догмат.

[25] Лат. Ex cathedra – «с кафедры». Иными словами, католическая церковь считает, что когда папа определяет учение церкви о вере или нравственности и провозглашает его «с кафедры», то есть официально как глава церкви, он обладает безошибочностью и ограждён от самой возможности заблуждаться.

[26] До появления Синода соборы не делились на поместные и архиерейские.

[27] Викарий – это епископ, у которого нет своей епархии и который помогает в управлении правящему епархиальному епископу. В управлении викария может находиться часть епархии, называемая викариатством.

[28] Имеет право присутствовать на заседаниях