Текст подготовлен в рамках проекта «Динамика религиозной ситуации и конфессиональная идентичность в Московском регионе». При реализации проекта используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 05.04.2016 № 68-рп и на основании конкурса, проведенного Национальным благотворительным фондом.

Католицизм, также католичество,[1] – одно из трёх (наряду с православием и протестантизмом) традиционно выделяемых направлений в христианстве, окончательно обособившееся как самостоятельная догматическая, каноническая, литургическая и духовно-практическая традиция после 1054 г., когда произошло разделения христианства на западное, под эгидой Римской епископской кафедры, впоследствии Римской-Католической Церкви, и восточное, представленное несколькими автокефальными (независимыми) Церквями.

В современном мире католическое вероучение разделяют Римская-Католическая Церковь, придерживающаяся западных – латинских литургических традиций (отсюда обозначение Римско-Католической Церкви как «Латинской Церкви»), и двадцать три Восточнокатолические Церкви[2], придерживающиеся восточных – греческих или других местных литургических традиций. Эти двадцать четыре Церкви в своей совокупности самоидентифицируются как Единая Святая Вселенская и Апостольская Церковь (кратко – Католическая Церковь)[3], которая представляет собой установленное на земле Иисусом Христом общество верующих и крещёных, состоящее как из клириков, так и из мирян, и управляемое Верховным Понтификом, Епископом города Рима, часто именуемым Папой Римским, и епископами, находящимися в общении с ним.

По католической традиции Папа Римский (с 2013 г. – Франциск) считается Преемником князя апостолов, т.е. Св. Петра, и викарием (наместником) Иисуса Христа на земле, поэтому для католиков он – Глава Вселенской Церкви[4].

Согласно канонам католического церковного права(CIC: Can. 331), Папа Римский обладает в Церкви, как в Католической вообще, так и в Римско-Католической в частности, «верховной, полной, непосредственной и универсальной» властью (что было подтверждено на Первом Ватиканском соборе в 1869-1870 гг.), которую он может осуществлять свободно и всегда. Властью такого же уровня обладает и объединение католических епископов, возглавляемое Верховным Понтификом, так называемая Коллегия Епископов, но осуществлять эту власть иерархи могут только совместно и сообща – либо на Вселенском Соборе, либо по указанию Папы Римского на местах.

Особого внимания заслуживает понятие «Апостольский Престол», или чаще «Святой Престол». В узком смысле – это епископская кафедра города Рима, занимаемая Папой. В широком – это совокупное наименование Верховного Понтифика и Римской Курии, комплекса административных учреждений, помогающих Папе Римскому в делах управления Церквями и действующих от его лица. Также Святой Престол является субъектом международного права в статусе persona sui generis, т.е. независимым лицом, чей суверенитет не обусловливается наличием территории, хотя такая вспомогательная суверенная территория у него имеется – Государство Град Ватикан, суверен которого – Верховный Понтифик[6].

В Российской Федерации Римско-Католическая Церковь представлена следующими структурами:

  • Церковная провинция или митрополия, объединяющая одну архиепархию и три епархии: Римско-Католическая Архиепархия Божией Матери в Москве[7], Епархия Святого Климента в Саратове[8], Преображенская епархия в Новосибирске[9] и Епархия Святого Иосифа в Иркутске[10]. Возглавляет церковную провинцию – архиепископ-митрополит – его высокопреосвященство монсеньор Паоло Пецци.
  • Конференция Католических епископов России (ККЕР)[11] – постоянный коллегиальный орган национально-территориального церковно-административного управления, объединяющий и координирующий деятельность епископов Римско-Католической Церкви на территории Российской Федерации.[12] Председатель ККЕР – епископ Клеменс Пиккель.[13]
  • Конференция монашествующих Католической Церкви (полное название: Конференция Старших Настоятелей и Настоятельниц Институтов посвященной жизни и Обществ апостольской жизни в России; сокр. CORSUM от лат. Conferentia Russica Superiorum Maiorum)[14] – коллегиальный орган, созданный для налаживания сотрудничества между общинами монашеских орденов и конгрегаций, а так же обществами апостольской жизни (лат. Societas vitae apostolicae)[15] Римско-Католический Церкви, существующих на территории России, и согласования их деятельности.[16] Президент CORSUM – настоятель монастыря францисканцев конвентуальных[17] в Москве и глава Российской Генеральной Кустодии (административный округ в Ордене францисканцев, основана в 2001 г.) св. Франциска Ассизского свящ. Николай Дубинин.[18]

Отдельного упоминания заслуживают структуры, напрямую подчиняющиеся Святому Престолу:

  • Апостольская нунциатура в Российской Федерации (лат. Nuntiatura Apostolica in Fœderatione Russica)[19] – официальное представительство Святого Престола, как субъекта международного права, и Папы Римского, как главы Государства Града Ватикана, в России, эквивалент посольства. Апостольский нунций (лат. Nuntius Apostolicus), т.е. дипломатический представитель Римского Понтифика на постоянной основе, эквивалент чрезвычайного и полномочного посла – его высокопреосвященство Челестино Мильоре (ит. Celestino Migliore)[20], титулярный архиепископ Каносы.
  • Российское отделение персональной прелатуры (лат. praelatura personalis; специальный церковный институт, объединяющий клириков и мирян «ради совершения особых пастырских или миссионерских трудов», имеющий свой устав и подчиняющийся прелату (CIC: Can. 294-297)) «Opus Dei» («Дело Божие»)[21]. Региональный викарий – свящ. Хосе Антонио Сеновилья Гарсия (исп. José Antonio Senovilla García).
  • Магистерская делегатура в Российской Федерации Рыцарского Ордена Святого Гроба Господня Иерусалимского (лат. Ordo Equestris Sancti Sepulchri Hierosolymitani; OESSH; Орден существует с XI в.)[22]. Великий приор делегатуры – его высокопреосвященство монсеньор Паоло Пецци.[23] Магистерский делегат – Ярослав Александрович Терновский.[24]

Римская-Католическая Церковь в России.

История католического присутствия в России ведёт своё начало ещё со времён Древней Руси – Великие Киевские князья не раз принимали у себя латинских епископов и послов Святого Престола, в Великом Новгороде долгое время действовала церковь Св. Олава, построенная купцами из Готланда, а миссионеры с Запада проходили через русские земли, направляясь на Кавказ и в Поволжье, сначала к кочевникам-печенегам, а затем и в Золотую Орду.

На территории Москвы католики стали активно проявлять себя со второй половины XV в., когда ряд западных властителей, включая Святой Престол, начали искать дружбы с Москвой в связи с вторжением Османской империи в Европу, а московские князья – приглашать к себе специалистов (архитекторов, инженеров, оружейников, ювелиров, врачей) из Италии и Германии. Однако московским католикам не разрешалось ни строить свои церкви, ни содержать священнослужителей для регулярного отправления обрядов (священники или епископы появлялись в Москве только в составе иностранных посольств), ни тем более вести миссионерскую деятельность, хотя от них и не требовался переход в православие.

Во время регентства царевны Софьи положение московских католиков несколько изменилось: с 1684 г. в Немецкой слободе, где они проживали, как и другие неправославные иноземцы с 1652 года, начала действовать первая иезуитская миссия, а в 1687 г. была построена и освящена временная деревянная часовня. В 1689 г., когда Софья была свергнута, из-за давления Нарышкиных, службы в часовенке прекратились, а иезуиты высланы из страны. Позже Пётр I, одним из сподвижников которого был шотландский военачальник и ревностный католик Патрик Гордон, разрешил католическим священникам вернуться в Москву, а также не препятствовал возведению в Немецкой слободе первого деревянного католического храма с несколькими престолами (Св. Троицы, Свв. Петра и Павла и др.), и приходской школы, построенных к концу XVII в.

В начале XVIII в. церковь, ставшая основой и центром прихода Свв. Петра и Павла, была перестроена в камне, расписана и даже получила орган. Приход Свв. Петра и Павла традиционно имел интернациональный состав прихожан с некоторым преобладанием поляков и немцев, однако с 1760-1770-х гг. в Москве стало селиться много французов. Французская община обратилась к московским властям с прошением позволить им образовать отдельный приход и построить церковь. Разрешение было получено от императрицы Екатерины II в 1789 г., и к 1791 г. на небольшом участке между Милютинским переулком и Малой Лубянкой был построен деревянных храм, освященный в честь Св. Людовика, покровителя Франции[26]. В 1833 г. он был разобран и на его месте по проекту российского зодчего итальянского происхождения А.И. Жилярди к 1835 г. была построена каменная церковь в стиле классицизма. В 1838 г. приход Свв. Петра и Павла купил участок недалеко от церкви Св. Людовика в Милютинском переулке, где также по проекту А.И. Жилярди к 1845-1849 гг. был построен новый каменный храм, освященный в честь Свв. Петра и Павла (старая церковь в Немецкой слободе принадлежавшая приходу была разобрана).

Численность католиков в Москве возрастала, и церковь Свв. Петра и Павла уже не вмещала всех членов общины, поэтому в 1890-х был поднят вопрос о создании филиального прихода и постройке третьего храма. Петропавловская община приобрела участок на ул. Малая Грузинская, т.к. там проживало много католиков, в основном поляков. В 1911 г. каменный собор, выстроенный в неоготическом стиле по проекту российского архитектора польского происхождения Ф.О. Богданович-Дворжецкого, был освящен в честь Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии, а в 1919 г. переведён в статус самостоятельного прихода.

В 1919 г. у приходов были отобраны все здания, церкви объявлены «народным достоянием», за пользование которыми необходимо было платить налоги; в 1920 г. был арестован, а в 1921 г. выслан настоятель церкви Св. Людовика; в 1922 г. в Москве церковные ценности были реквизированы и из католических храмов; с 1923 г. начались аресты и судебные процессы над католическими священниками и монашествующими. В середине 1920-х из-за недостатка епископов на территории СССР епархии РКЦ были преобразованы в Апостольские администратуры (лат. Administratio apostolica – крупное объединение верующих, которое «ввиду особых и крайне веских причин … не утверждается в качестве диоцеза», но по статусу приравнено к нему (CIC: Can. 368, 371)

В 1938 г. были закрыты церковь Свв. Петра и Павла и собор Непорочного Зачатия Пресв. Девы Марии. Таким образом единственным действующим католическим храмом в Москве в советские годы была церковь Св. Людовика.

В 1991 г. в Москве были восстановлены все три прихода – Непорочного Зачатия Пресв. Девы Марии, ожидавший передачи собора РКЦ; Св. Людовика, чья церковь была возвращена французской общине; и Свв. Петра и Павла, который был размещён в храме Св. Людовика (где и располагается до сих пор), т.к. не была достигнута договоренность с владельцами старого здания церкви, сдающими его под офисы. Собор Непорочного зачатия в 1999 г. был вновь торжественно освящен кардиналом-государственным секретарём Святого Престола Анджело Содано (ит. Angelo Sodano) и возведен в статус кафедрального католического собора России.

В 1993 г. в Москве была открыта католическая духовная семинария (основатель и первый ректор – итальянский свящ. Бернардо Антонини (ит. Antonini Bernardo)), которая в 1995 г. была переведена в Санкт-Петербург в статусе Католической Высшей Духовной Семинарии «Мария – Царица Апостолов»[27] (сейчас является межепархиальной и единственной католической семинарией в России).

С 1990-х в Москве активно действуют общины монашеских орденов и конгрегаций, а так же общества апостольской жизни РКЦ: с 1991 г. – салезианцы Дона Боско (официальное название конгрегации «Общество Св. Франциска Сальского»); с 1992 г. – иезуиты («Общество Иисуса») и Братство «Verbum Dei» («Слово Божие»); с 1993 г. – францисканцы конвентуальные («Орден Братьев Меньших Конвентуальных»). Монахи из ордена ассумпционистов («Августинцы Успения Пресвятой Богородицы») не прерывали своего присутствия на территории России, опекая в советские годы церковь Св. Людовика в качестве капелланов посольства США.

В 2002 г. происходит очень важное событие для католиков России – все четыре Апостольские администратуры

В 2003 г. у РКЦ в Москве появился третий храм – Св. Ольги в Люблино, который расположился в переделанном здании клуба «Звезда» по адресу Проезд Кирова, д.6. В 2007 г. архиепископом-митрополитом стал его высокопреосвященство монсеньор Паоло Пецци, занимающий эту должность до сих пор. В 2009 г. после официального визита в Ватикан президента РФ Д.А. Медведева и его встречи с Папой Бенедиктом XVI были установлены полномасштабные дипломатические отношения между Российской Федерацией и Святым Престолом, и московское Представительство святого Престола в России приобрело статус Апостольская нунциатура в Российской Федерации. В 2010 г. в Москве была создана Магистерская Делегатура в Российской Федерации Рыцарского Ордена Святого Гроба Господня Иерусалимского.

В 2014 г. в Москве прошла реорганизация структуры римско-католических приходов города и Московского региона, результаты которой актуальны и сегодняшнего дня. Сейчас в Москве существует четыре территориальных прихода, три из которых имеют статут территориально-персональных, три персональных прихода (т.е. юрисдикция прихода не распространяется на какую-то конкретную территорию, а объединяет верующих «на основании того или иного обряда, языка, национальности … а также на других основаниях» (CIC: Can. 518)) и один персональный национально-культурный квазиприход:

1.1. Территориально-персональный приход Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии при Кафедральном Соборе (САО, СЗАО, ЗАО, ЗелАО, часть ЦАО);

1.2. Территориально-персональный приход Святых Апостолов Петра и Павла, располагающийся в храме св. Людовика (СВАО, ВАО, часть ЦАО);

1.3. Территориально-персональный приход Святой Ольги (ЮВАО, часть ЦАО);

1.4. Территориальный приход Святого Семейства, до строительства нового храма располагающийся в Кафедральном соборе (ЮЗАО, ЮАО, НмАО, ТАО, часть ЦАО);

2.1. Персональный приход Святого Людовика;

2.2. Персональный приход Богоматери Доброй Надежды;

2.3. Персональный приход Святой Андрей Ким;

3.1. Персональный национально-культурный квазиприход Община немцев-католиков

В 2016 г. в Москве было зарегистрировано российское отделение персональной прелатуры «Opus Dei», представители которой налаживали деятельность России уже с 1990-х гг., чья основная миссия – призыв всех верующих вне зависимости от их социального положения к жизни в полноте христианской веры и стремлению к святости через «освящение повседневной жизни» и, в особенности, профессиональной деятельности, которое заключается в честном исполнении долга, молитве и служении людям.[29]

Статистические данные.

Согласно данным Центральной статистической службы Католической за 2015 г., число членов Церкви составляет порядка 1, 285 миллиарда человек во всем мире, 286 миллионов из которых проживают в Европе.[30]

О Римско-Католической Архиепархии Божией Матери в Москве данные[31] следующие: на территории Архиепархии, охватывающей приблизительно 2 629 000 км2, численность католиков латинского обряда составляет около двухсот тысяч человек, из которых, по словам бывшего пресс-секретаря и директора Информационной службы Архиепархии, а сейчас уже её Генерального викария (помощника епископа) священника Кирилла Горбунова,[32] приблизительно от пятидесяти до шестидесяти тысяч верующих проживает непосредственно в Москве. Общины московских католиков обладают достаточно пёстрым национальным составом – русские, поляки, французы, прибалты, выходцы из англоязычных стран, испанцы, португальцы, итальянцы, немцы, корейцы, вьетнамцы, филиппинцы, индонезийцы.

М. Киселев


[1] Латинское прилагательное catholicus (в русской транслитерации «католический») происходит от древнегреческого καθολικός (в русской транслитерации «кафолический») – «всеобщий», «всецелый», «всеобъемлющий», затем в церковном языке – «вселенский» (в русском прочтении так же имеет значение «соборный»).

[2] Албанская Грекокатолическая Церковь; Армянская Католическая Церковь; Белорусская Грекокатолическая Церковь; Болгарская Католическая Церковь; Венгерская Католическая Церковь; Греческая Католическая Церковь; Итало-Албанская Католическая Церковь; Коптская Католическая Церковь; Македонская Грекокатолическая Церковь; Маронитская Католическая Церковь; Мелькитская Католическая Церковь; Российская Грекокатолическая Церковь; Румынская Католическая Церковь; Русинская Грекокатолическая Церковь; Сирийская Католическая Церковь; Сиро-Малабарская Католическая Церковь; Сиро-Маланкарская Католическая Церковь; Словацкая Грекокатолическая Церковь; Украинская Грекокатолическая Церковь; Халдейская Католическая Церковь; Хорватская Грекокатолическая Церковь; Эритрейская Католическая Церковь; Эфиопская Католическая Церковь.

[3] В русском языке термины «Католическая Церковь» и «Римско-католическая церковь» часто используются как синонимы, что не совсем корректно, так как на территории Российской Федерации присутствуют приходы, как РКЦ, так и Восточнокатолических Церквей. В частности, в Москве зарегистрирован приход Святого Григора Просвятителя Армянской Католической Церкви.

[4] Полный список титулов Папы Римского – Епископ Римский, Викарий Христа, Преемник князя апостолов, Глава Вселенской Церкви, Верховный Понтифик, Примас Италии, Архиепископ и митрополит Римской провинции, Суверен государства-города Ватикан, Раб рабов Божьих.

[5] В Католической церкви действуют два кодекса канонического права – «Кодекс канонического права» (лат. Codex iuris canonici; CIC), которым руководствуется РКЦ, и «Кодекс канонов Восточных Церквей» (лат. Codex Canonum Ecclesiarum Orientalium; CCEO), которым руководствуются Восточнокатолические Церкви. Оба кодекса были приняты во время понтификата Папы Иоанна Павла II – в 1983 г. и в 1990 г. (вступил в силу в 1991 г.; обновлён в 1998 г.) соответственно.

[6] Согласно первой статье Основного Закона (конституции) Государства Града Ватикана (ит. Legge fondamentale dello Stato della Città del Vaticano), принятого Папой Иоанном-Павлом II в 2000 г., Верховный Понтифик является Сувереном Государства Града Ватикана и «обладает всей полнотой законодательной, исполнительной и судебной власти». См. Перевод текста Основного Закона, URL: http://vaticanstate.ru/osnovnoj-zakon-gosudarstva-grada-vatikan-26-noyabrya-2000-goda/ и оригинал текста Основного Закона на официальном сайте Святого Престола, URL: http://www.vatican.va/news_services/press/documentazione/documents/sp_ss_scv/informazione_generale/legge-fondamentale_it.html

[7] С 2007 г. ординарий – архиепископ, его высокопреосвященство монсеньор Паоло Пецци, FSCB (ит. Paolo Pezzi). Официальный сайт архиепархии: www.cathmos.ru

[8] С 2002 г. ординарий – епископ Клеменс Пиккель (нем. Clemens Pickel). Официальный сайт епархии: www.dscs.ru

[9] С 2002 г. ординарий – епископ Иосиф Верт, SJ (нем. Joseph Werth). Официальный сайт информационного органа епархии «Сибирской католической газеты»: www. sib-catholic.ru

Также Иосиф Верт является с 2004 г. ординарием общин Российская Католической Церкви византийского обряда (РКЦВО; другое название – Российская Греко-католическая Церковь). Официальный сайт: www.rkcvo.ru

[10] С 2003 г. ординарий – епископ Кирилл Климович (сменил на этом посту епископа Ежи Мазура, высланного из страны). Официальный сайт епархии: www.curiacat.irk.ru

[11] Официальный сайт: www.catholic-russia.ru

[12] Конференция Католических епископов России входит в состав Совета Конференций Епископов Европы (CCEE; лат. Consilium Conferentiarum Episcoporum Europae), включающей в себя тридцать девять членов из сорока пяти стран. С 2016 г. Президент CCEE – его высокопреосвященство кардинал Анджело Баньяско (ит. Angelo Bagnasco), архиепископ Генуи. Официальный сайт CCEE: www.ccee.eu

[13] Избран на XLV пленарном заседании ККЕР, прошедшем 16-17 марта 2017 г. в Сочи. Сменил на этом посту архиепископа Паоло Пецци. Новый вице-председатель – епископ Иосиф Верт. Генеральный секретарь – свящ. Игорь Ковалевский. Новость «Информационное сообщение о XLV пленарном заседании Конференции католических епископов России (ККЕР)» (дата публикации: 17.03.2017 г.), URL: http://www.cathmos.ru/content/ru/publication-2017-03-17-14-52-51.html

[14] Официальный сайт: www.corsum.ru

[15] Общины верующих, ведущих жизнь близкую по целям и форме к монашеской, но не приносящих монашеских обетов (CIC: Can. 731).

[16] CORSUM входит в состав Конференции старших настоятелей монашествующих европейских стран (ангд. The Union of European Conferences of Major Superiors; UCESM), включающей в себя тридцать девять членов из двадцати восьми стран. С 2012 г. Президент USERM – его преподобное преосвященство Джованни Пераджине (ит. Giovanni Peragine), титулярный епископ Финикии и апостольский администратор Южной Албании. Официальный сайт USERM: www.ucesm.net

[17] От лат. conventus – «собрание». Конвентуальный францисканцы – одно из ответвлений «Ордена Братьев Меньших» (Францисканцев), названные так за то, что являются сторонника монастырской организации жизни ордена.

[18] С момента регистрации «КОРСУМ» как централизованной религиозной организации «Конференция монашествующих Католической Церкви» в 2012 г.

[19] Официальный сайт Апостольской нунциатуры в Российской Федерации: www.nuntius.ru

[20] Назначен на этот пост в 2016 г., а с 2017 г. одновременно исполняет обязанности Апостольского нунция и в Узбекистане.

[21] Официальный сайт Российского отделения «Opus Dei»: www.opusdei.ru

[22] Официальный сайт Магистерской делегатура в Российской Федерации сайт: www.oessh.ru

[23] Назначен на этот пост Великим Магистром Ордена его высокопреосвященством кардиналом-диаконом Эдвином Фредериком О’Брайеном (англ. Edwin Frederick O’Brien) в 2010 г.

[24] Назначен на этот пост в 2011 г. Также является председателем Общероссийского общественного движения «Католическое наследие», действующего с 1998 г.

[25] Достаточно вспомнить хотя бы епископа Адальберта, присланного императором Оттоном I в Киев по просьбе княгини Ольги в 961 г. Но Адальберт покинул Русь уже в 962 г. и вернулся ко двору Священной Римской империи, после чего стал хронистом (продолжил «Хронику» аббата Регино Прюмского) и архиепископом Магдебургским.

[26] Людовик IX Святой (1214-1270 гг.) – был королём Франции с 1226 г. по 1270 г. Руководил Седьмым (1248-1254 гг.) и Восьмым (1270 г.) крестовыми походами, в последнем скончался от болезни. Известен так же как собиратель и хранитель многих христианских реликвий, в частности Тернового Венца. Был канонизирован Католической церковью в 1297 г.

[27] Официальный сайт: www.cathseminary.ru

[28] С 1991 г. по 1999 г. их было две: одна для католиков европейской части России с центром в Москве, главой которой был архиепископ Тадеуш Кондрусевич, вторая для католиков азиатской части России с центром в Новосибирске, которую возглавля епископ Иосиф Верт. В 1999 г. прошла реорганизация структур Римско-Католической Церкви в РФ: Апостольская администратура Европейской России была разделена на администратуры Севера и Юга Европейской России, с центрами в Москве и Саратове, соответственно, а Апостольская администратура Сибири – на администратуры Западной и Восточной Сибири, с центрами в Новосибирске и Иркутске

[29] Организация «Дело Божие» зародилась в Испании в первой трети XX в. Основатель – Св. Хосемария Эскрива де Балагер (исп. Josemaría Escrivá de Balaguer; 1902-1975 гг.), канонизированный Католической Церковью в 2002 г. Долгое время «Opus Dei» существовало как общество апостольской жизни, подчиняясь Конгрегации Святого Престола по делам монашествующих, но в 1982 г. Папа Иоанн Павел II присвоил ей статус «персональной прелатуры». Первым прелатом стал преемник Св. Хосемарии блаж. Альваро дель Портильо (исп. Alvaro del Portillo; 1914-1994 гг.), беатифицированный в 2014 г. Нынешний прелат – монсеньор Фернандо Окарис Брана (исп. Fernando Ocáriz Braña).

[30] Новость «The Pontifical Yearbook 2017 and the “Annuarium Statisticum Ecclesiae” 2015». Дата публикации – 06.04.2017 г. URL: http://press.vatican.va/content/salastampa/en/bollettino/pubblico/2017/04/06/170406e.html

[31] Раздел «Архиепархия» официального сайта Римско-Католической Архиепархии Божией Матери в Москве. URL: http://cathmos.ru/content/ru/section-2009-04-13-13-51-05.html

[32] См. интервью со свящ. Кириллом Горбуновым «Католическая община России – это люди, которые мыслят и живут в контексте русской культуры» (дата публикации: 17.07.2013 г.), URL: https://www.postkomsg.com/interview/196628; и Римско-католическая Архиепархия Божией Матери в Москве // Религиозные объединения Москвы: история, особенности вероучения, социальная деятельность: справочник / под ред. Р.Н. Лункина; авторский коллектив: Р.Н. Лункин, А.А. Цуркан; Предисловие – Р.Н. Лункин. – М., 2015. С. 44.