Текст подготовлен в рамках проекта «Динамика религиозной ситуации и конфессиональная идентичность в Московском регионе». При реализации проекта используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 05.04.2016 № 68-рп и на основании конкурса, проведенного Национальным благотворительным фондом.

Вероучение

Католическое вероучение основывается на Божественном Откровении, данном Иисусом Христом, которое она в свою очередь продолжает передавать из поколения в поколение через Священное Писание (лат. Sacra Scriptura) и Священное Предание (лат. Sacra Traditio) (см. с. ….настоящего издания)

У католиков к текстам, содержащим Предание, относятся, в первую очередь, документы Вселенских соборов (Католическая Церковь признаёт двадцать один, в отличие от, например, Православных Церквей, считающих, что статусом «Вселенского» обладает только семь соборов) и Римских Понтификов, а так же решения поместных соборов, сборники канонического права, богослужебные книги, творения святых Отцов и Учителей Церкви, агиографическая литература.

Ещё до «официального» разделения Церквей на Католическую и Православную в Единой Церкви можно было усмотреть зачатки расхождений западной и восточных догматических традиций христианства. Одним из первых и основных пунктов расхождения стало филиокве (лат. Filioque,) – добавление «и Сына» в восьмом члене (положении) в латинском переводе текста Никео-Константинопольского Символа Веры. (см. с. ….настоящего издания)

После Раскола догматические расхождения продолжали усиливаться. Так, например, согласно католическому вероучению наказание за грехи, которое есть естественное последствие греха, имеет двойное проявление: вечное – прерывание общения с Богом и недопущение человека к вечному блаженству в Раю после смерти; и временное – ухудшение его духовного состояния, выражающееся в привязанности к тварному миру, к страстям, как в земной жизни, так и после смерти. Вечное наказание избегается через таинство покаяния, когда после исповедания грехов на раскаявшегося человека снисходит исцеляющая благодать Святого Духа, вследствие искупительной жертвы Иисуса Христа. Чтобы снять с себя временное наказание, человек должен, например, исполнить требование церковного наказания (епитимьи), и совершать благочестивые практики, дела милосердия, а так же участвовать в богослужениях и др. Католики верят, что души умерших христиан, которые перед смертью покаялись, что помогло им избежать вечного наказания, т.е. Ада, но не успели избавиться от временного, пребывают в Чистилище – состоянии и/или месте, где они очищаются от этого наказания, прежде чем смогут войти в Рай. Индульгенция – это частичное или полное освобождение от временного наказания за грехи, как для живых католиков (в Средние века распространенной формой проявления индульгенции были грамоты о снятии епитимьи), так и для усопших, которое за них получают живые, чтобы сократить время пребывания первых в Чистилище и ускорить их попадание в Рай. Возможность этого возникает благодаря, так называемому, «общению святых» (лат. communio sanctorum), мистическому единству во Христе всех членов Церкви, через которое происходит передача между членами Церкви духовных благ, образующих так называемую сокровищницу Церкви – совокупную неисчерпаемую и неизмеримую ценность, которой обладают перед Богом все молитвы, добрые дела и заслуги Христа, Пресвятой Девы Марии и всех святых (название «сокровищница сверхдолжных дел» она получила за то, что возможно передача только тех дел, которые уже не требуются святым для их личного спасение).

Важнейшим событием XVI в. для католического вероучения стал Триденский собор (для католиков – девятнадцатый Вселенский собор; 1545-1563 гг.), организованный Католической Церковью в ответ на начавшуюся в начале века в Европе Реформацию и положивший начало католической Контрреформации. На соборе были обсуждены важнейшие доктринальные проблемы – Символ Веры, источники Божественного Откровения, первородный грех и оправдание, Божественная благодать, таинства (особое внимание было уделено Евхаристии), почитание святых. Были рассмотрены вопросы, связанные с богослужением и церковной дисциплиной. Итогом собора стало составление: Триденского исповедания веры (лат. Confessio fidei Tridentina) – резюме решений собора; Катехизиса (лат. Catechismus; 1566 г.) – краткого, но ёмкого изложения католического вероучения; единого миссала (лат. Missale; 1570 г.) – богослужебной книги латинской литургической традиции, содержащей чинопоследовние мессы (лат. Missa), главной службы Католической Церкви, на которой совершается таинство Евхаристии.

Крупные уточнения в католическом вероучении были сделаны уже во второй половине XIX в. в понтификат Папы Пия IX. В 1854 г. был предан догматический статус учению о непорочном зачатии Пресвятой Девы Марии (само учение формировалось на Западе ещё в Средние века), означающий, что Богоматерь уже с момента своего собственного зачатия была очищена от первородного греха «в предвидении заслуг Её Сына». Затем им был созван Первый Ватиканский собор (для католиков – двадцатый Вселенский собор; 1869-1870 гг.). По его итогам было подтверждено, что католики верят в существование Бога, «единого, истинного и живого», обладающего личностью, который создал по своей свободной воле мир и управляет его своим провидением; несмотря на возможность познать причину бытия, человеку необходимо Божественное Откровение; вера – сверхъестественный дар Божий через Духа Святого и нет противоречия между верой и разумом, т.к. они – два различных по природе порядка знания. Другим важным достижением собора стало наиболее полное и последовательное изложения учения о папстве, которое, с точки зрения Католической Церкви, – установленный Богом (а потому вечный) через апостола Петра институт церковной власти, и поэтому предстоятель Римской кафедры – Преемник князя апостолов, Викарий (наместником) Иисуса Христа на земле и Глава Вселенской Церкви; а раз Папа – Глава Церкви, то значит, что он уже в силу должности обладает присущей Церкви безошибочностью (лат. infallibilitas; на русский язык термин часто переводится как «непогрешимость», что приводит к неверному пониманию данного догмата) в трактовке Божественного Откровения и вопросах веры и морали, когда официально, «с кафедры» (лат. ex cathedra), осуществляет Церковное Учительство[1]. Первым случаем использованием Папой права ex cathedra было засчитано принятие догмата о непорочном зачатии Девы Марии, даже несмотря на то, что догмат о безошибочности Папы был принят на 16 лет позже (оба этих догмата не признаются Православными Церквями). Однако всё же первым действительным случаем использованием Папой данного права можно считать издание Пием XII апостольской конституции «Munificentissimus Deus» (букв. «Наищедрейший Боже»; 1950 г.), провозгласившей догматом предание о телесном вознесении Девы Марии на Небеса после её кончины (в России католики, как и православные, могут использовать термин «успение») и последующее коронование её Царицей Небесной.

Последним на данный момент собором Католической Церкви является Второй Ватиканский собор (для католиков – двадцать первый Вселенский собор; 1962-1965 гг.), на котором обсуждались в основном не вероучительные догматы, а положение, место и роль Церкви в современном мире. В ходе работы собора были составлены конституция «Dei Verbum» («Божие Слово»; 1965 г.), суммирующая позицию Церкви по вопросам Божественного Откровения, Священного Писания, Священного Предания, их толкования (была принята теория догматического развития, разработанная в XIX в. английским кардиналом Дж. Г. Ньюменом, согласно которой «Предание развивается в Церкви», ибо возрастает его понимание, «через созерцание и исследование, осуществляемое верующими», в первую очередь теологами) и роли в жизни Церкви; конституции о Католической Церкви – «Lumen Gentium» («Свет народам»; 1964 г.), в основном о её составе, иерархических институтах и онтологическом статусе (суммируется экклезиологическое учение, т.е. учение о самой себе, Католической Церкви, объясняются понятие «общение святых» и важность роли Богоматери в деле спасения человечества), и «Gaudium et Spes» («Радость и надежда»; 1965 г.), выражающая позицию Церкви по вопросу ценности человеческой личности и служению Церкви в современном мире – поддержка институтов семьи и брака, содействие развитию культуры, поддержание мира (в частности, предотвращение войн) и содействие международному сообществу (так, например, сейчас Святой Престол является наблюдателем в ООН, правда без права голоса, от которого он отказался добровольно). Был принят ряд дисциплинарных декретов о жизни клира, монашествующих и мирян. Отдельно рассматривались такие вопросы как: положение Восточнокатолических Церквей и их традиций внутри Католической Церкви (декрет 1964 г. «Orientalium Ecclesiarum», «Восточные церкви», который, в частности, стал основой для формирования CCEO); отношение Церкви и её членов к СМИ – недопущение подрывания нравственности в информационном пространстве и моральная ответственность в работе и использовании их, – а также сотрудничество с ними и создания собственных СМИ в целях пасторского служения Католической Церкви (декрет 1963 г. «Inter Mirifica», «Из числа поразительных»); экуменизм, т.е. идея сближения и слияния различных вероучительных традиций и церковных объединений христианства, которое с точки зрения Католической Церкви возможно только в ней, как обладающей «всей полнотой спасительных средств», хотя все крещенные во Имя Святой Троицы «по праву носят имя христиан» и должны восприниматься чадами Католической Церкви как «братья в Господе», хоть и несколько заблудшие. Были приняты декларации посвященные вопросам религиозной свободы, христианского воспитания и отношения Католической Церкви к нехристианским религиям. Важнейшим документом стала конституция «Sacrosanctum Concilium» («Святейший Собор»; 1963 г.), посвященная богослужениям – их организации (в частности было допущено использование в литургии национальных языков), структуре, местам проведения и роли в жизни Церкви, а так же вопросам церковной музыки, искусства и литургического года.

В связи с рефлексией Католической Церкви над решениями Второго Ватиканского собора, с 1985 г. по постановлению чрезвычайного Синода епископов Особая Комиссия работала над созданием нового Катехизиса Католической Церкви, который был утверждён Папой Иоанном Павлом II в 1992 г.[2] Этот новый Катехизис, основываясь на «Священном Писании, Святых Отцах, литургия и Учительстве Церкви», стал современным «органическим и синтетическим» изложением «основного и фундаментального содержания католического вероучения». В 2005 г. после двух лет работы новая Особая Комиссия составила Компендиум Катехизиса Католической Церкви, представляющий собой сжатую формулировку положений католического вероучения, представленную в виде вопросов и ответов.[3]

Практика

Во второй половине XX в. прошла литургическая реформа Католической Церкви. Так к 1969 г. был создан новый литургический календарь и составлено новое упрощенное чинопоследование мессы латинской традиции.

В католическом литургическом году дни делятся на четыре ранга – будний день (лат. feria), Память (лат. memoria), воспоминание о святых или событиях истории не возведенных в следующий ранг (например, Введение во храм Девы Марии), Праздник (лат. festum), и Торжество (лат. solemnitas), особо важные праздники, два из которых, Пасха и Рождество Христово, празднуются «октавой», т.е. восемь дней – а сам год состоит из семи периодов: Адвент (с четвёртого воскресенья до Рождества Христова до самого этого Торжества), Рождественский период (от Рождества Христова до Крещения Господня), рядовой период (лат. tempus per annum; от Крещения до Пепельной среды, т.е. начала Великого Поста), Великий Пост (от Пепельной до Страстной среды), Священное Пасхальное Триденствие (три последних дня Страстной недели и первый день Пасхи), Пасхальный период (от Пасхи до Сошествия Святого Духа, т.е. Пятидесятницы), рядовой период (возобновляется в прерванного места и продолжается до Адвента). Среди торжеств выделен ряд тех, посещение которых носит для правоверных католиков обязательный характер (помимо воскресных служб обязательных безусловно) – Непорочное Зачатие Девы Марии (8 декабря), Рождество Христово (25 декабря), Торжество Пресвятой Богородицы (1 января), Богоявление (6 января; это торжество католики связывают с преданием о поклонении Младенцу Христу трёх волхвов), Св. Иосифа Обручника (19 марта), Вознесение (сороковой день после Пасхи), Пресвятых Тела и Крови Христовых (шестидесятый день после Пасхи), Свв. апостолов Петра и Павла (29 июня), Успение (Взятие в Небесную Славу) Пресвятой Девы Марии (15 августа), Всех Святых (1 ноября).

Новое упрощенное чинопоследование мессы латинской традиции, так называемое Novus Ordo Missae («Новый чин Мессы»), опубликованное в 1970 г., стало «ординарным», т.е. общепринятым, вытеснив триденский чин (принятый на Триденском соборе), признанный «экстраординарным» (однако в 2007 г. Папа Бенедикт XVI разрешил служить мессу латинской традиции по обоим чинам). Месса Novus Ordo состоит их четырех частей: Начальные обряды (покаянные и вступительные молитвы), Литургия Слова (чтение Священного Писания и Символа Веры, пение песнопений и произнесение священником проповеди), Евхаристическая Литургия (приготовление даров, освящающая их евхаристическая молитва, причащение и благодарственные молитвы) и Заключительные обряды (благословения священником молящихся). Одним из главных нововведений Novus Ordo стало окончательное разрешение католическим священникам совершать богослужения на национальных языках.

Культурное значение и общественная деятельность.

Все здания архитектурного ансамбля «Римско-католической церкви Святого Апостола Петра и Павла, что на Лубянке», расположенные по адресу Милютинский переулок д. 18 «А» и д. 18 стр. 1-4, церковь Св. Людовика на ул. Малая Лубянка, д. 12/7, стр. 8, и собор Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии «в Грузинах» на ул. Малая Грузинская, д. 27/13, являются объектами культурного наследия федерального значения.

Практически при каждом московском приходе Римско-Католической Церкви действуют воскресные школы и молодежные группы, организуются семейные праздники и поездки, ведутся курсы по изучению Библии, а так же существует возможность для всех желающих участвовать в деятельности церковных хоров. При церкви Св. Людовика для франкоязычных подростков существуют отряды опекаемого РКЦ скаутского движения «Скауты Европы» (фр. «Association des guides et scouts d’Europe»).

Активной воспитательной и образовательной деятельностью – например, встречи и мероприятия разного уровня (от приходского до епископального и всероссийского) в Москве и загородом, беседы на различные темы, обсуждение Священного Писания, изучение языков и т.д. – с детьми и подростками занимаются салезианцы, организовавшие в оратории (место молитвенного собрания) на цокольном этаже Кафедрального Собора Непорочного Зачатия Пресв. Девы Марии Молодежный центр им. святого Иоанна Боско;[4] со старшей молодёжью, а так же со студентами и преподавателями, и взрослыми работает миссионерская община Братства «Verbum Dei».

Римско-Католическая Церковь принимает непосредственное участие и в жизни российского образования – в Москве работает негосударственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Институт Святого Фомы»[5], учредителем которого является российское отделение Ордена иезуитов («Независимый Российский Регион “Общества Иисуса”»), располагающийся по адресу ул. Фридриха Энегельса, д. 46, стр. 4. Институт проводит подготовку по следующим образовательным программам повышения квалификации: «Вера и диалог», «Христология в межконфессиональном диалоге», «Психология и духовность», «Искусство и духовность. Художественная культура Средних веков и Возрождения», «Личностный и духовный рост: ориентиры и пути», «Теологическая мысль в образах искусства». Директор Института – о. Томас Гарсиа Уидобро Ривас, SJ (исп. Tomás Garcia-Huidobro Rivas).

В России Римско-Католическая Церковь проявляет активную социальную позицию, занимаясь благотворительностью и пропагандой традиционных семейных ценностей. Кроме внутрицерковной благотворительности, которая отдана непосредственно приходам, РКЦ оказывает профессиональную благотворительную помощь и вне Церкви. Для этой цели в Москве в 1991 г. было создано российское отделение союза религиозных благотворительных организаций РКЦ «Каритас» («Caritas»)[6] – современное официальное название «Католический центр “Каритас” Архиепархии Божией Матери в Москве»[7]. Основные направления деятельности московского отделения «Каритас»: помощь бездомным (проекты «Ночной автобус», «Фестиваль солидарности», содействие «Дому трудолюбия “Ной”», организация процессов ресоциализации и реабилитации, формирование «групп поддержки» и т.д.); поддержка мигрантов (проекты «ERIN» и «Возвращение», оказание психологической и юридической помощи в случаях реинтеграции); опека над заключенными; участие в профилактике и борьбе с ВИЧ/СПИДом; сотрудничество с детскими домами, больницами и социальными центрами. Так же в Москве существует Епархиальный центр семьи, занимающейся пропагандой естественного планирования семьи, при поддержке Общественного объединения содействия оздоровлению семьи «Homo Amans» («Человек любящий») – проект «Экологическое супружество».

В рамках культурной деятельности Римско-Католической Церкви в стенах кафедрального собора Непорочного Зачатия регулярно проходят музыкальные вечера, фестивали и концерты, в том числе и органной музыки, организацией которых занимается Благотворительный фонд «Искусство добра»,[8] учрежденный в 2001 г. руководителем церковного хора собора Непорочного Зачатия Валентиной Новаковской и несколькими католическими священниками. Также фонд организует бесплатные экскурсии по собору.

К культурно-просветительной работе Римско-Католической Церкви относится поддержка двух московских издательств – «Издательства францисканцев»[9] открытого с 1994 г. при монастыре братьев меньших конвентуальных, Шмитовский пр-д, д. 2, стр. 2, которое специализируется на религиозно-философской, богословской, культурно-исторической и богослужебной литературе, и «Издательства Института Святого Фомы», публикующего с 2002 г. книги в сериях «Богословие», «Духовность» и «Наука». Также при францисканском монастыре существует «Францисканский Культурный Центр в Москве»[10] и содержатся «Книжная лавка францисканцев» и магазин «K-Store»[11]. Более того РКЦ опекает открытые в 2004 г. в Москве культурно-просветительский центр «Покровские ворота», одним из соучредителей которого является московское отделение «Каритас», и книжный магазин «Primus Versus», расположенные по адресу ул. Покровка, д.27, стр.1. «Покровские ворота» – это площадка для многих общественных и творческих проектов: богословских и научных семинаров, публичных встреч, выставок, кинопоказов, концертов, презентаций и др.

Работает Римско-Католическая Церковь и в поле информационного пространства: с 1990-х издаются «Информационный бюллетень» Архиепархии Божией Матери в Москве, публикуемый Информационной службой Архиепархии несколько раз в год, и «Католический Вестник – Свет Евангелия» (до 2008 г. просто «Свет Евангелия»), с 2009 г. – интернет-журнал «В Свете Евангелия»[12]. Салезианцы Дона Боска издают молодежный журнал «Святая радость», а францисканцы с 2006 г. ведут интернет-журнал «Брат Солнце»[13].

Многие московские приходы РКЦ кроме официальных сайтов[14] пользуются также социальными сетями – «ВКонтакте», «Facebook» и др., в которых существуют группы вроде «Католики Москвы».

М. Киселев

Литература о Римско-Католической Церкви в России на русском языке.

  1. Задворный В.Л., Юдин А.В. История Католической Церкви в России. Краткий очерк. М., 1995.
  2. Козлов-Струтинский С., Парфентьев П. История Католической Церкви в России. СПб., 2014.
  3. Копылов А.Н. Католическая Церковь в России (конец IX — начало XXI вв.). М, 2012.
  4. Лиценбергер A. Римско-католическая Церковь в России: история и правовое положение. Саратов, 2001.

[1] Церковное Учительство (лат. Magisterium Есclesiasticum) – право и обязанность Церкви истолковывать Божественное Откровение, формулируя нормативные принципы в вопросах веры и морали, которые считаются безошибочными, т.к. католики верят, что безошибочность в этом служении дарована Церкви Иисусом Христом.

[2] См. Катехизис Католической Церкви. 4-е изд. М.: Культурный центр «Духовная библиотека», 2001.

[3] См. Катехизис Католической Церкви: Компендиум. М.: Культурный центр «Духовная библиотека», 2007.

[4] Официальный сайт: www.catedra.ru/oratory

[5] Официальный сайт: www.sfoma.ru

[6] От лат. caritas – «любовь к людям», «милосердие». Первая церковная благотворительная организация «Caritas» возникла в Германии в 1897 г. В 1951 тринадцать национальных отделений были объединены в Международную Конференцию (англ. The International Caritas Conference) со штаб-квартирой в Риме. В 1954 г. она была переименована в «Caritas Internationalis» . Сейчас существует около ста шестидесяти крупных национальных отделений «Caritas», работающих по всему миру. Официальный сайт: www.caritas.org

[7] Официальный сайт: www.caritas.ru. Всего в России зарегистрировано около двадцати дочерних организаций национального отделения «Каритас» в Москве.

[8] Официальный сайт: www.deboniarte.org

[9] Официальный сайт: www.editrice.francis.ru

[10] Официальный сайт: www.blog.francis.ru

[11] Официальный сайт: www.store.icatholic.ru

[12] Официальный сайт: www.procatholic.ru

[13] Официальный сайт: www.bs.francis.ru

[14] Официальный сайт кафедрального собора Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии: www.catedra.ru

Официальный сайт церкви Св. Людовика: www.eglise.ru

Официальный сайт прихода Свв. Петра и Павла: www.peterpaul.msk.ru

Официальная страница прихода Св. Ольги на церковном портале «Моя община» (словак. «Moja Komunita»; www.mojakomunita.sk): www.stolgaparish.org