Текст подготовлен в рамках проекта «Динамика религиозной ситуации и конфессиональная идентичность в Московском регионе». При реализации проекта используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 05.04.2016 № 68-рп и на основании конкурса, проведенного Национальным благотворительным фондом.

Современное название – «Армянская апостольская церковь», историческое название – «Апостольская церковь в Армении». Согласно церковному преданию, ее основателями считаются апостолы Фаддей и Варфоломей. Среди факторов способствующих христианизации Армении было ее географическое соседство с Малой Азией, а также с одной стороны наличие еврейских поселений в самой стране, и связи с диаспорой в Иерусалиме с другой. В письменных источниках II века среди перечня народов принявших христианство, упоминаются и армяне. В начале IV века Армения принимает христианство в качестве государственной религии и фактически с тех пор ААЦ становится автокефальной церковью. В результате политической напряженности в регионе представители ААЦ не смогли принять участие в IV Вселенском соборе, не приняв, впоследствии, его постановлений. С тех пор ААЦ не имеет евхаристического общения с Вселенским православием и признается последним в качестве «Древней Дохалкидонской церкви».

История

Несмотря на то, что христианская миссия в Армении датируется первыми веками н.э., принято связывать начало функционирования ААЦ с деятельностью Григория Просветителя. По легенде, армянский царь Трдат III заболел, а Григорий его исцелил, после этого царь крестился и провозгласил христианство государственной религией Армении. Популярна точка зрения, что таким образом Армения стала первым христианским государством, однако исходя из научных данных, можно полагать, что первой христианской державой стало Осроенское царство со столицей в Эдессе (ок. 190 г. н.э.).

Несмотря на официально принятую ААЦ историографию, большинство ориенталистов склонны считать началом христианизации не 301-303 гг., а 314-315 гг. Сразу же после христианизации возник вопрос о богослужебном языке. Данную проблему решил архимандрит Месроп (Маштоц), который к 405 г. создал армянский алфавит и начала работу по переводу церковной литературы. Первую Библию на армянский язык перевел Католикос Саак в V в.

Армянская церковь сразу после своего возникновения стала принимать активное участие в устроении межцерковных отношений. Делегаты ААЦ присутствовали на первых трех Вселенских соборах, а позже противостояли несторианству, распространяемому на территории Персидской империи. Исходя из переписки Константинопольского патриарха с армянским Католикосом видно, что при осуждении монофизитства первый склонялся в своей христологии к миафизитству Кирилла Александрийского.

В V-VI веках Армения, находясь в составе Персидской империи, противостояла политике Сасанидов по обращению армян в зороастризм. В контексте этих событий армяне искали поддержки у единоверной Византии, однако император Маркиан отказал в помощи и предупредил персов о возможном бунте. В мае 451 г. произошла Аварайрская битва, в которой армянская армия потерпела поражение. Многих священнослужителей во главе с Католикосом увели в плен, где, в конце концов, казнили. В таких обстоятельствах ААЦ не могла принять участия в IV Вселенском соборе 451 г. К концу V в., когда Армения вышла из военных конфликтов с Персией, восточно-христианский мир был разделен на три богословских течения: несториан-диофизитов (признававших в Христе две природы и две ипостаси), халкидонян-диофизитов (учивших о том, что во Христе две природы и одна ипостась) и миафизитов (настаивавших на том, что во Христе одна [богочеловеческая] природа и одна такая же ипостась). Армянская церковь приняла более близкую себе формулу миафизитства, к тому же данное учение поддерживала Византия, которая все так же рассматривалась в качестве союзника. Диафизитство халкидонян не было принято, поскольку ассоциировалось с диафизитством Нестория. Неприятие несторианства было обусловлено его широким распространением во враждебной Армении Персидской империи. Миафизитство содержалось в документе императора Зенона, который пытался примирить враждующие лагеря, акцентируя внимание на позициях до начала второй волны христологических споров, приняв за основу формулу Кирилла Александрийского.

Позднее, пришедший к власти император Юстиниан, на последующем V Вселенском соборе утвердил халкидонскую формулу, а иные концепции провозгласил еретическими. Таким образом, получилось, что халкидоняне приняли IV Вселенский собор, а миафизиты – нет. С тех пор и продолжается разделение данных церквей. Православные халкидоняне позже провели еще ряд соборов, которые всеми, кроме миафизитов, признаются Вселенскими.

История конфессии в России и регионе (Москва + Московская область, в рамках Справочника мы их вынуждены объединить).

В 1828 году происходит присоединение Восточной Армении (а также и престола католикоса) к Российской империи, что имело следствием нежелательное отчуждение со стороны армян Турции и Персии. В связи с этим в 1836 году публикуется положение, предусматривающее участие зарубежных армян в выборе католикоса. Частые разногласия между политикой России и позицией католикоса стали причиной конфискации имущества церкви в 1903 году. Последующие попытки нормализовать отношения продлились вплоть до Первой мировой войны.

На данный момент церковь имеет последователей в России, где функционирует Российская и Ново-Нахичеванская (с 2013 года) епархия и зарегистрировано до 90 общин. В России прихожанами ААЦ являются преимущественно представители армянской диаспоры. Помимо ряда церквей в столице находится армянский храмовый комплекс, включающий кафедральный собор Преображения Господня.

Численность

Последователями данной конфессии по преимуществу являются армяне, проживающие как в Армении, так и за рубежом. Всего в мире около 9 млн. последователей ААЦ. Юрисдикция Католикоса всех армян распространяется на всех представителей армянского этноса независимо от страны проживания.

Вероучение и практика

Существует популярное заблуждение, что ААЦ – это монофизитсткая церковь, поскольку она не приняла постановление IV Вселенского собора 451 г. Следует заметить, что ААЦ приняла III Вселенский собор, осудивший монофизитство. На данный момент христология ААЦ сводится к миафизитской формуле Кирилла Александрийского. Ее суть в том, что за Христом признается одна ипостась и одна, единая, неразделимая богочеловеческая природа. Основное различие с православным вероучением состоит в богословской терминологии, поскольку миафизиты считают понятия «природа» и «ипостась» синонимичными, и, следовательно, при одной природе может быть только одна ипостась. В халкидонском богословии эти понятия различаются. Однако, фактически, теологи обеих конфессий верят в наличие во Христе двух неслитных, нераздельных природ и одной ипостаси. Таким образом, все различия сводятся к разночтениям богословско-философских терминологических традиций, к которым апеллировали противоборствующие стороны.

Административное устройство ААЦ состоит из двух католикосатов: Эчмиадзинского (Армения) и Киликийского (Ливан), они являются независимыми друг от друга, однако первенство чести остается за Эчмиадзином. Также в структуру ААЦ входят Иерусалимский и Константинопольский патриархаты и многочисленные епархии в местах проживания армянской диаспоры. Необходимо отметить, что в ААЦ не три, как у православных, а пять степеней священства. Помимо триады дьякон-священник-епископ еще существует низшая должность дпира и наивысшая – Католикос. Таким образом, патриархи имеют епископскую степень и лишь один только Первоиерарх имеет степень Католикоса.

В литургии данной церкви используется т.н. «армянский обряд», который является синтезом греческих, сирийских, иерусалимских, византийских и латинских влияний с местной культовой практикой. Церковь живет по григорианскому календарю, а за богослужением используют древнеармянский язык – Грабар. Рождество и Крещение празднуется в один день – 6 января. Литургия совершается на пресном хлебе с чистым, не разбавленным водою, вином. Крестятся армяне тремя пальцами слева направо.

Главой конфессии является Верховный Патриарх и Католикос всех армян. Понятие «Католикос» означает вселенский, данный термин свойственен преимущественно кавказскому региону. Особенностью ААЦ является то, что Католикос это не высшая административная должность, как Патриарх, а высшая духовная степень. С 1999 г. Католикосом всех армян является Гагерин II, 132 преемник первого армянского Первоиерарха – Григория Просветителя.

В официальном документоведении используется расширенный вариант титула: «Гарегин II слуга Иисуса Христа, милостию Божиею и волею народа, Первосвятитель и Католикос всех армян, Верховный Патриарх всенародного первочтимого Араратского Престола Апостольской Церкви Первопрестольного святого кафедрального Эчмиадзина».

Общественная деятельность.

Исходя из того, что данная конфессия на территории России представляет собою центр одной из национальных диаспор, трудно говорить об интегрированности данной церкви в российскую культуру. ААЦ представляет собою анклав армянской культуры на территории РФ. Храмы ААЦ в России построены в характерном для Армении архитектурном стиле и часто используются в качестве культурных центров (свободных для посещения). В Москве функционирует Собор Преображения Господня, который используется также в качестве резиденции Патриаршего Экзарха в России. Кроме него там располагаются воскресная школа, центр изучения армянского языка и библиотека. Помимо публикаций книг Армянская церковь ежемесячно издаёт журнал «Эчмиадзин», а также ведёт благотворительскую деятельность.

Е. Воинов


Гаюк И.В. Армянская церковь как уникальный феномен христианского мира. – Львов, 2005. – 228 с.

Петросян Е. Армянская Апостольская Святая Церковь. – Краснодар, 1998. – 316 с.

Пол Верт. Православие, инославие, иноверие: очерки по истории религиозного разнообразия Российской империи. М.: 2012. – 280 с.