Текст подготовлен в рамках проекта «Динамика религиозной ситуации и конфессиональная идентичность в Московском регионе». При реализации проекта используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 05.04.2016 № 68-рп и на основании конкурса, проведенного Национальным благотворительным фондом.

ВЕРА БАХАИ – религия, возникшая в 1844 году в Иране. Основная цель веры бахаи – объединение человечества через его духовное возрождение и установление Величайшего мира.

Общая история. Вера бахаи интересна тем, что имеет не одного, а двух независимых основателей религии, называемых в традиции бахаи – Двойное Богоявление. В мае 1844 года купец из Шираза сиййид ‘Алδ-Муψаммад (1819 – 1950), известный как Баб (с араб. — «Врата»), провозгласил начало новой страницы в истории человечества – окончание эпохи пророчеств и начало новой эпохи свершений. Свою роль он обозначил как Исходную Точку этой эпохи и как Предтечи более великого, чем он сам, Посланника Бога. Чрезвычайно скромная, но в тоже время смелая и яркая личность Баба привлекала множество сторонников. Его учение, существенно отличавшееся от законов ислама, было воспринято как угроза для шиитского духовенства и власти шаха. Последователи Баба как вероотступники ислама подверглись жестоким гонениям. Сам Баб запретил насилие как инструмент борьбы. В 1850 году он был расстрелян в Тебризе после более 3-х лет заключения.

После смерти Баба фактическим лидером движения стал мирза Хусайн ‘Алδ Нζрδ (1817 – 1892), известный как Бахаулла (араб. «слава / великолепие Бога»). Бахаулла родился в Тегеране в семье визиря и происходил из знатного рода. В 1844 году он стал активным последователем Баба. Лично они никогда не встречались. Через два года после казни Баба Бахаулла был арестован и заключен в тегеранской тюрьме Сδйβх-Чβл. По словам самого Бахауллы, здесь в 1852 году им было получено Откровение о том, что он и есть «Тот, Кого Явит Бог», Обетованный всех религий, о пришествии которого говорил Баб. После изгнания из родной страны последующие 40 лет Бахаулла провел в ссылке или заключении на территории Османской империи. И хотя, он получил лишь базовое образование, написал более 100 томов Писаний: от небольших писем до фундаментальных трудов по духовным и социальным вопросам.

После кончины Бахауллы в 1892 году в Бахджи (г. Акко) согласно его завещанию общину возглавил его старший сын Аббас Эффенди (1844 – 1921), известный как Абдул-Баха («Слуга Баха[уллы]»). В отличие от Баба и Бахауллы Абдул-Баха не имеет в вере бахаи статуса Богоявления, но является совершенным примером для верующих и полномочным толкователем Писаний. При нём религия начинает становиться известной в странах Запада. С 1921 по 1957 год мировая община бахаи управлялась правнуком Бахауллы Шоги Эффенди Раббани (1897 – 1957). Сейчас мировой общиной бахаи руководит избираемый на 5 лет коллегиальный орган из девяти человек – Всемирный Дом Справедливости.

История в России. Россия была одной из первых стран, где появилась вера бахаи. Её первые последователи появились в России в 1860-ые годы. Царское правительство благоволило новой религии за её доброжелательный и миролюбивый характер, поэтому тысячи бахаи, спасаясь от преследований в Иране, бежали в Россию. Община Ашхабада составляла около 5000 человек, имела собственный храм – Дом Поклонения, школу, издавала журнал «Солнце Востока». Из Российской империи ехали учителя для распространения веры в США и другие страны.

В Москве община была официально зарегистрирована в 1925 году. В 1930-ые годы общины бахаи на территории СССР подверглись гонениям: часть последователей была депортирована в Иран, часть арестована и сослана в Сибирь и Северный Казахстан. Возрождение веры бахаи в России произошло в конце 1980-ых годов. В 1990-ые годы вера бахаи сумела занять скромную, но достаточно устойчивую нишу в конфессиональной структуре российского общества.

Лев Толстой состоял в переписке с Абдул-Баха

В 1925 году была зарегистрирована первая московская община бахаи, состоящая в основном из персов. Однако уже в 1926 году начинаются аресты и высылки всех проживающих в  Советском союзе последователей. Распространение традиции прервалось. В 1980-1990хгг. Веру Бахаи в Москве сохраняли распространяли в основном иностранные граждане, но и небольшое количество русских. Численность ядра общины не превышала нескольких десятков человек.С распадом СССР в Россию возвращаются проповедники веры бахаи, в том числе и те, кто был выслан в начале 20 века, например, Али Акбар Фурутан. В 1990-е на волне религиозного подъема Бахаи оказываются представлены на телевидении. Община стала постепенно расти и распространяться по городам России. В 1990 году впервые с 1920-х годов состоялись выборы местного духовного собрания Москвы.

Бахаи активно издают литературу, проводят образовательные и просветительские проекты в выставочных залах и и библиотеках. Издательскую деятельность организует издательство «Единение».

Национальный комитет по связям с общественностью работает над участием представителей бахаи в различных мероприятиях, знакомстве общества с учением, включением в межрелигиозный диалог.

В 1995 году началась публикация серии книг по духовно-нравственному воспитанию А. Лопатиной и М. Скребцовой, на данный момент издано около 35 книг, посвященных таким темам как природа, питание, образование, искусство, игры, мораль. Основной способ изложения — сказка. Книги издаются под эгидой «Фонда духовной культуры мира» и предлагаются вместе с комплексами методических разработок для использования в детских садах и школах. В книгах используется материал семи крупнейших религий.

С 2003 по 2010 год Москва была разделена по округам, в каждом из которых велась общинная жизнь, и были избранные Местные Собрания. В 2010 году Москва снова стала единой – под эгидой одного Духовного Собрания Москвы. Сейчас численность бахаи Москвы составляет около 200 человек, проводятся Праздники и Святые дни, многие верующие открывают свои дома для проведения детских классов и подростковых групп. Взрослые имеют возможность пройти всю последовательность духовного образования бахаи – Института Рухи, состоящую из 9 книг.

Основы вероучения. Бахаи верят в то, что Бог – единственный Творец всего сущего, постичь Которого рационально невозможно. Сущность Его превыше любых человеческих представлений. Из любви к человеку Бог время от времени посылает в наш мир особые Личности – Явителей Бога, или Богоявления. Они дают людям непогрешимое божественное руководство. Уверовав в Явителя и живя в соответствии с его заповедями, человек исполняет свою часть Завета – незримого договора между Богом и человечеством. В качестве Богоявлений, в вере бахаи признаются, например, Моисей, Кришна, Будда, Иисус, Мухаммад, Баб и Бахаулла. Бахаулла считается Явителем Бога для нынешней эпохи, а его учение – наиболее актуальным для текущего развития человечества. Вера бахаи рассматривает себя как органическую часть эволюционного процесса ниспослания Божественного Откровения. Бахаулла пишет, что есть только одна религия — «неизменная вера Божия, вечная в прошлом, вечная в грядущем». В его учении осуждаются любые попытки умалить роль пророков предыдущих по времени возникновения религий, оспорить какие-либо постулаты их учений или преуменьшить значение их писаний.

В качестве основ вероучения бахаи можно рассматривать следующие концепции: Бог – един и единственен, ниспосланные Им религии едины. Все люди на Земле — «плоды одного дерева и листья одной ветви». Человек является особым творением Бога, на котором Бог запечатлел свой образ и которое сделал средоточием всех своих имен и качеств. Таким образом, человек обладает благородной сущностью; при этом природа его двойственна: материальная и духовная. Без развития духовных качеств человек утрачивает свою благородную сущность. Из этого следует необходимость в Воспитателях человечества, которыми выступают Явители Бога. Целью жизни человека в учении бахаи выступает развитие качеств души через познание Бога и поклонение Ему.

Согласно писаниям этой религии, природа человека – отдавать, отдавая, душа человека развивается. Поэтому бахаи заботит скорее не личное спасение, а спасение всего человечества, основная проблема которого в том, что оно утратило связь с Богом и поглощено материальными заботами. В данном контексте целью веры бахаи является построение новой цивилизации на принципах и законах Бахауллы, для чего важно политическое объединение человечества, совместное решение глобальных проблем, единые права и свободы, установление всеобщего мира, принятие единого языка, объединение людей всех рас и народов в одной всеобщей вере.

Основные принципы веры бахаи были сформулированы Абдул-Баха следующим образом:

  1. Самостоятельный поиск истины
    2. Единство человечества
    3. Религия – источник Любви и Привязанности
    4. Единство религии и науки
    5. Отказ от предрассудков
    6. Равные возможности в отношении средств к существованию
    7. Равенство людей перед законом
    8. Всеобщий мир
    9. Невмешательство религии и политики в дела друг друга
    10. Равноправие женщин и мужчин
    11. Сила Святого Духа

Среди основных законов и увещеваний в вере бахаи можно выделить законы молитвы, поста, целомудрие, лояльность властям, образование детей, занятие профессиональной деятельностью, освящается создание семьи как союза мужчины и женщины. Среди законов бахаи в Китβб-и Аπдас содержится более 30 запретов, в том числе возбраняются злословие, исповедание грехов человеку, употребление алкоголя и наркотиков, азартные игры, участие в политических партиях и вмешательство в политику, работорговля, аскетизм, монашество и кремация. В вере бахаи нет института священнослужителей.

Социальная деятельность и личная практика бахаи. Одна из ключевых концепций веры бахаи заключается в том, что совершенствование характера и служение на благо общества, — неразделимые грани жизни каждого человека. Объясняя эту концепцию, Шоги Эффенди пишет: «Человек органично связан с миром, его внутренняя жизнь формирует окружающую среду и также сама глубоко подвержена ее влиянию».

Одной из своих задач последователи веры бахаи видят в позитивном преобразовании общества, через создание таких сообществ в их окружении, где каждый заботится о благополучии и безопасности другого. Основой таких сообществ бахаи видят процесс совещания жителей по насущным вопросам и их ответственность за своё развитие в духовном и материальном плане. Частью этого процесса является поддержка различных видов образования, а именно: духовного (социально-нравственного), интеллектуального, физического и творческого.

Основу личной духовной практики верующих, предназначенной для трансформации, упомянутой в Писаниях составляют:

  1. Чтение одной из обязательных молитв каждый день с чистым сердцем и полным посвящением;
  2. Регулярное чтение Священных Писаний утром и вечером с благоговением, вниманием и обдумыванием;
  3. Молитвенное размышление над Учением, чтобы глубже его понять, преданно исполнить и точно донести до других;
  4. Стремление каждый день приблизить свое поведение к тем высоким стандартам, что установлены Учением;
  5. Обучение Делу Бога;
  6. Бескорыстное служение Делу и работа по своей профессии, также выполняемая в духе служения.

Согласно формулировке Всемирного Дома Справедливости – это основные предпосылки духовного роста и развития верующего. Обрядность в религии бахаи сведена к минимуму. Существующие обряды заключения брака и погребения очень просты.

Священные и авторитетные тексты. Корпус авторитетных текстов веры бахаи включает Святые Писания Бахауллы и Баба, авторитетные толкования Абдул-Баха и Шоги Эффенди. Тексты Всемирного Дома Справедливости являются для бахаи авторитетным руководством.

Писания Баба, значительная часть которых утеряна, составляют преимущественно мистические тексты, комментарии к Корану, проповеди, письма и молитвы. Центральными священными текстами последователей Баба стали Каййум аль-Асма — пространный комментарий к суре «Иосиф» Корана. С её декламации первому ученику Баб начал свою миссию. Позже, место основополагающей книги последователей занял «Персидский Байан» («Изложение/Изъяснение [истины]»).

Наиболее важными писаниями Бахауллы являются: Китβб-и Аπдас («Наисвятая Книга» — главный священный и законодательный текст веры бахаи), Китβб-и γπβн («Книга Несомненности» — утверждение доказательств и положения Явителей Бога), Семь Долин (мистическая поэма о пути души человека к Богу), Сокровенные Слова (сборник моральных предписаний) и Китβб-и ‘Ахд («Книга Завета» — Завет Бахауллы со своими верующими). В этих книгах собраны основные духовные законы, концепции и принципы веры бахаи, а также установлена преемственность в руководстве общиной.

Многочисленные писания Бахауллы категории лауψ представляют собой послания отдельным людям или группам (верующим, правителям, религиозным лидерам и т.д.) и обычно переводятся на русский язык как «Скрижали».

Символы и календарь. Официальным символом веры бахаи является пятиконечная звезда, однако наиболее известным – девятиконечная звезда. Также распространенными символами бахаи являются числа 9, 19 95 и каллиграфическое изображение Наисвятого Имени («Бог Преславен»). В вере бахаи используется солнечный календарь, состоящий из 19 месяцев по 19 дней и нескольких дополнительных дней.

В начале каждого месяца отмечается Праздник 19-го Дня, состоящий из духовной (чтение молитв и цитат из священных текстов), административной (рассмотрение верующими вопросов жизни общины) и социальной (чаепитие, общение, творчество) частей. Помимо этого, в течение года бахаи отмечают 11 святых дней, главными из которых являются: Ризван (Провозглашение Бахауллой своей миссии), Возвещение Баба (Провозглашение Бабом своей миссии), Двойное Святое Рождество (Дни рождения Баба и Бахауллы по календарю бади) и Нау-Руз (Новый год).

Современное состояние. Количество последователей, распространенность, этнический и социальный состав. На современном этапе вера бахаи распространена в более чем 120 000 местностях практически во всех государствах и территориях мира, ее исповедают представители более чем 2100 этносов, а общее число последователей составляет от 6 до 12 миллионов человек. Священные тексты в том или ином объеме переведены на более чем 800 языков, а самые большие по численности общины – в Индии и США. В России на 2017 год количество последователей веры бахаи составляет около 2000 человек, проживающих преимущественно в крупных городах. Численность московской общины примерно 150-200 человек.

Социальный состав общин бахаи также крайне разнообразен. В России в социальной структуре общин бахаи преобладают верующие в первом или втором поколении, женщины, представители гуманитарных профессий.

В качестве неправительственной организации Международное Сообщество Бахаи (МСБ) активно сотрудничает с Организацией Объединенных Наций. Представители веры бахаи участвовали в конференции по созданию ООН в 1945 году, с 1946 года Международное Сообщество Бахаи аккредитовано при ООН в качестве неправительственной организации. Международное Сообщество Бахаи реализовывает более 900 социальных проектов, большинство из которых (не менее 600) в области образования.

Основные темы, находящиеся в фокусе внимания МСБ: реализация равенства мужчин и женщин; права человека и благосостояние человечества; развитие общества на трех уровнях: индивид, община и институты; роль религии в жизни общества; ситуация с бахаи в Иране.

Святые места и храмы. Связанные с ранней историей веры бахаи святыни, особенно в Иране и Ираке, по большей части уничтожены (немногие сохранились в Турции). Поэтому наиболее популярные на сегодня святые места бахаи располагаются в Израиле. Здесь в Бахджи находится усыпальница Бахауллы (место паломничества и поклонения для бахаи); в Акке – тюремная камера, в которой Бахаулла находился в заключении; в Хайфе – Всемирный Центр бахаи, на территории которого располагаются усыпальница Баба и обрамляющие ее Сады Бахаи (внесены в мировое наследие ЮНЕСКО в 2011 году). Ежегодно около миллиона паломников посещает Всемирный Центр Бахаи в Хайфе (Израиль). Сады Бахаи являются одним из наиболее популярных туристических мест Хайфы и всего Израиля.

Храмы. Первый Дом Поклонения бахаи (араб. Машриπ ал-Аθкβр, то есть «место восхода славословий/хвалы [Богу]») был построен в начале ХХ века в Ашхабаде (Туркменистан), однако пострадал от землетрясения и снесен при Н. С. Хрущеве. К 2017 году существует восемь действующих континентальных храмов бахаи: в Уилметте (США, 1953), Сиднее (Австралия, 1961), Кампале (Уганда, 1961), Франкфурте (Германия, 1964), Панама-сити (Панама, 1972), Апиа (Самоа, 1984), Нью-Дели (Индия, 1986), Сантьяго (Чили, 2016). В настоящее время ведутся работы по возведению национальных (в Демократической Республике Конго и Папуа — Новой Гвинее) и местных Домов Поклонения (в Камбодже, Индии, Кении и Вануату).

Храмы бахаи имеют ряд общих обязательных черт (девять входов, общий купол, изображение Наисвятого Имени), но отличаются своим дизайном, отражающим региональные культурные особенности. Как правило, храм бахаи представляет собой комплекс сооружений, включающих различные социальные учреждения, например, библиотеку и школу. Храм бахаи в Нью-Дели (известен как «Храм Лотоса») является одной из наиболее популярных туристических достопримечательностей Индии.

Организационная структура. Веру бахаи можно считать значительно институционализированной религией. Организационная структура Международного Сообщества бахаи называется Административным Порядком.

В основе администрации бахаи есть две ветви – избираемая и назначаемая. Избираемая ветвь («правители») обладает законодательными, судебными и исполнительными полномочиями. К этой ветви относятся коллегиальные органы управления – Местные и Национальные Духовные Собрания, Всемирный Дом Справедливости. Назначаемая ветвь («ученые»), к которой относятся Советники, члены Вспомогательных Коллегий и их ассистенты, не наделена властью и имеет лишь право консультативного голоса, однако обладает авторитетом и опытом, который помогает слаженной работе общины.

Название, написание и произношение. Наиболее приемлемыми названиями религии можно считать «вера бахаи», «религия бахаи». Слово «бахаи» используется как для обозначения религии, её последователей, а также как прилагательное для описания относящихся к вере бахаи объектов. В русском языке слово «бахаи» не изменяется по числам и падежам, ударение ставится на последний слог (в английском — на первый).

Место в классификациях религий и типологиях религиозных организаций. В вопросе отнесения веры бахаи к той или иной категории можно обнаружить различные позиции. В большинстве случаев веру бахаи ученые определяют, например, как «мировую религию» или «независимую религию» (Н. Смарт, М.Момен, Д. В. Пивоваров, А. А. Грицанов, А. Тойнби, Ю. А. Иоаннесян, У. Хэтчер, А. В. Мартыненко, и др.). Есть так же с различной степенью обоснованности мнения: «новое религиозное движение» (В. А. Мартинович, Д. А. Таевский, Л. И. Григорьева, В. Б. Яшин), «исламско-синкретическая секта» (Т. К. Ибрагим), «церковь» (П. Бергер).

Вера бахаи может быть охарактеризована как монотеистическая, авраамическая религия Откровения (при этом вера бахаи не ограничивает свою связь только с иудаизмом, христианством и исламом). Сами бахаи подчеркивают самостоятельный по отношению к другим традициям характер своей религии и всегда определяют себя как последователи новой мировой религии.

Библиография:

  1. Иоаннесян Ю. А. Вера бахаи. СПб.: Издательский Дом «Азбука-классика»; «Петербургское Востоковедение», 2003.
  2. Касаткин Д. Бехаизм. В поисках пути к истине//Азия и Африка, N 11, М., 1995, с. 66-71.
  3. Кузнецова Н. А. «Бехаиты» // Ислам. Краткий справочник. Под ред. Н. А. Иванова и др. М., 1983.
  4. Мартыненко А. В. Бахаи и ахмадийат: новые религиозные сообщества в контексте модернизации ислама (сравнительно-исторический анализ). Ульяновск: Ульяновский Дом печати, 2005.
  5. Перкинс М., Хейнсворт Ф. Вера бахаи. М., 1990.
  6. Пивоваров Д. В. Вера бахаи: история, вероучение, культ : учебное пособие / Д. В. Пивоваров. – Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2014.
  7. Хэтчер У.С., Мартин Дж.  Д. Новая мировая религия. Пер. с английского С. Сухарева. СПб., 1995.
  8. Шефер Удо. Вера Бахаи: секта или религия? СПб.: Единение, 2003.
  9. Эсслемонт Дж. Э. Бахаулла и Новая Эра. М.: Единение, 2008.

 

В.Литвинчук