Текст подготовлен в рамках проекта «Динамика религиозной ситуации и конфессиональная идентичность в Московском регионе». При реализации проекта используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 05.04.2016 № 68-рп и на основании конкурса, проведенного Национальным благотворительным фондом.

Англиканская церковь (англ. Anglican Church; от лат. Ecclesia Anglicana) – общеупотребительное наименование Церкви Англии, «установленной Законом» (англ. «the Church of England as by Law established») христианской церкви на территории входящей в Соединённое Королевство Великобритании и Северной Ирландии Англии, главой которой является британский монарх (с 1952 г. – королева Елизавета II), а предстоятелем – архиепископ Кентерберийский (с 2013 г. – его высокопреосвященство достопочтенный Джастин Уэлби), носящий титул «Примас всей Англии»[1].

В России под «англиканской церковью» обычно подразумевается Церковь Англии, так как англиканские общины (религиозные организации и группы), существующие на территории Российской Федерации (Москва, Санкт-Петербург, Владивосток), находятся в юрисдикции Восточного Архидиаконства (Диоцеза Гибралтара в Европе – сорок второго диоцеза Церкви Англии. Однако прихожанами англиканских общин, в том числе российских, могут быть не только верующие Церкви Англии, но и верующие из других Англиканских Церквей.

Англиканская церковь в России

Англиканство появляется на территории России во второй половине XVI в., когда при Иване IV Грозном начинается активное налаживание торговых и политических связей Московского государства с Английской короной. В частности, царь позволил английским подданным – купцам, морякам и служащим «Московской компании» (англ. Muscovy Company, также Muscovy Trading Company) – отправлять в России англиканские обряды, но только на территории их собственных домов. В Москве такими домами были так называемый «Старый» английский двор, пожалованный царём англичанам и располагавшийся недалеко от Кремля,[2] и «Новый» английский двор в Белом городе близ Ильинских ворот.

1649 год стал для московских англикан роковым: «Старый» и «Новый» английские дворы были конфискованы в связи с проблемами в дипломатических отношениях Московского государства с Англией,[3] а так же было принято Соборное уложение 1649 года, согласно которому «немецкие керки» не должны были больше находиться в черте города. В 1652 году по указу царя Алексея Михайловича англикане, как и другие неправославные иноземцы, переселяются за пределы Москвы – в Новую Немецкую слободу на правом берегу реки Яузы.

В начале XVIII в. англикане появляются и в новой столице. В середине века английские купцы и фабриканты выкупают особняк графов Шереметевых, ставший впоследствии Англиканской церковью Иисуса Христа .

Несмотря на то, что начало XIX века ознаменовалось печальными для Москвы событиями Отечественной войной 1812 года, отчасти именно они стали толчком к развитию жизни московской общины. В московском пожаре сгорела реформатская церковь в Немецкой слободе, и англикане подали прошение на разрежение постройки нового здания. В 1828 г. был приобретен каменный дом прапорщика П.А. Наумова на, как он тогда назывался, Большом Чернышевском переулке, который был переоборудован под часовню. В 1878 г. общиной было принято решение построить на этом месте полноценную церковь. Строительство велось по проекту английского архитектора Р.Н. Фримена под руководством русского зодчего Б.В.Фрейденберга с 1882 по 1884 гг. Первое богослужение в новой церкви прошло 2 сентября 1884 г., а 13 января 1885 она была торжественно освящена в честь св. апостола Андрея. Церковь стала центром религиозной, культурной и светской жизни общины – в её здании находились комната для приходского собрания, библиотека, архив, в колокольне было оборудовано хранилище для ценностей прихожан, а в 1885 году в церкви был установлен орган. В 1894 г. в церковном дворе был построен двухэтажный дом для настоятеля.

События начала XX в. не обошли церковь св. Андрея стороной – во время Первой мировой войны англиканская община организовала в ней госпиталь и полевую кухню; а во время Октябрьской революции 1917 года большевики использовали колокольню как пулемётную вышку. В 1920 г. отправление служб и обрядов в церкви было прекращено (последняя запись в церковной книге – венчание 11 апреля 1920 г.), а здание конфисковано советским правительством. Капеллан (настоятель) Фрэнк Норт, который был сначала арестован, но затем выслан из страны, отправился в Финляндию, где продолжил своё служение – капелланство Хельсинки стало носить название «Хельсинского и Московского». Впоследствии отец Норт и его преемники регулярно предпринимали попытки приехать в Москву, а, когда им это удавалось, совершать богослужения в Британском посольстве. В советские годы церковь св. Андрея использовалась сначала как помещение для нужд посольства Финляндии, затем как склад и общежитие, а в 1960-е в нём расположилась студия звукозаписи всесоюзной фирмы грампластинок Министерства культуры СССР «Мелодия».

В 1991 г. капеллан «Хельсинский и Московский» преподобный Тайлер Стрэнд убедил студию «Мелодия» разрешить использовать церковь для воскресных богослужений, которые стали проводиться примерно раз в две недели. В 1992 г. московская англиканская община получила государственную регистрацию, а в 1993 г. в церковь св. Андрея был назначен её первый постоянный капеллан постсоветского периода – преподобный Чад Коуссмэйкер. 19 октября 1994 королева Великобритании Елизавета II посетила церковь св. Андрея в рамках своего официального визита в Россию, а в 1995 г. здание церкви было передано верующим для постоянного использования. В 1999 г. отца Коуссмэйкера сменил преподобный каноник Саймон Стивенс, возглавлявший приход в течение пятнадцати лет. При нём развернулась активная культурная и общественная деятельность, была проведена частичная реставрация здания церкви, а в 2003 г. община получила ныне действующую регистрацию и официальное название – «Англиканская церковь в Москве». Также при отце Стивенсе капеллан церкви св. Андрея стал апокрисарием (специальным представителем) архиепископа Кентерберийского перед Русской Православной Церковью, а так же получил должность почетного капеллана посла Великобритании в Российской Федерации. С 2015 по 2017 гг. капелланом был преподобный Клайв Фэйрклоу. С февраля 2017 г. община не имеет настоятеля, новый капеллан ожидается в августе 2017 г.

Численность

Согласно данным Церкви Англии за 2015 г.,[4] число членов Церкви (без учёта Диоцеза в Европе) составляет порядка 32,5 миллионов человек. Еженедельно службы посещают до 961,4 тысяч, 10,3 тысячи из которых – прихожане церквей Диоцеза в Европе.

Анализ записей церковных книг церкви св. Андрея за 2012-2017 гг. дал следующие результаты: на 2017 г. еженедельно службы в среднем посещает порядка пятидесяти шести верующих. Нблюдается тенденция к уменьшению численности: в 2012 г. – 72 человека, в 2013 г. – 66, в 2014 г. – 56, в 2015 г. – 53, в 2016 г. – 58. Национальный состав общины – англичане, канадцы и американцы, австралийцы и новозеландцы, выходцы из Африки (например, из Республики Кения) и Индии, несколько русских.

Вероучение и религиозные практики

Важно отметить, что в Церкви Англии не существует единого авторитетного источника вероучения. Согласно Канонам Церкви Англии, ее догматическое учение основывается на Священном Писании и вероучении древних Отцов и Соборов Церкви, соответствующих словам Писания. Оно рассредоточено по ряду источников:

-​ Книга общей молитвы (1662 г.);

-​ 39 статей англиканского вероисповедания (1571 г.);

– Ординал (1550/1662 гг.).

Эти документы не имеют равного с Писанием и Преданием авторитета.

«Тридцать девять статей», одобренные клиром и Парламентом Англии в 1571 г. при королеве Елизавете I, являлись одним из многочисленных сборников «вероучительных положений», которые были созданы в Церкви Англии с началом реформации в XVI веке. Являясь продуктом политической воли королевы, стремившейся к установлению религиозного единообразия, нежели актуальным изложением основ вероучения, «Тридцать девять статей» оказались скорее документом политическим. При этом «Тридцать девять статей» отражают особенности вероучительной позиции Церкви Англии, сочетающей в себе как положения общие для христианских церквей «латинской традиции» (например, вера в исхождение Святого Духа от Отца с Сыном (лат. Filioque), так и являющихся образчиками английской реформированной богословской мысли и носящими яркий анти-римский характер (например, отвержение римского учения о жертвенном характере Святой Мессы).

«Книга общих молитв», богослужебная книга Англиканской Церкви, в своей первой редакции была составлена XVI в., впоследствии неоднократно редактировалась и в современном виде представляет собой редакцию 1662 г., принятую после Реставрации монархии. Она в немалой степени базируется на так называемом Сарумском обиходе, местном чине богослужения, сформировавшегося в Средние века в Солсберийском соборе, и бенедиктинской монашеской литургии часов. Однако она имеет ряд характерных отличий от указанных литургических текстов: измененная последовательность частей службы и добавление ряда молитв, заимствованных из литургии Иоанна Златоуста. «Книга» содержит в себе чины утреннего и вечернего богослужений, евхаристической литургии, различных треб (например, литании (молебна), ектеньи (молитвенного прошения), крещения и конфирмации (как взрослых, так и детей), бракосочетания, посещения и причащения болящих, погребения и др.), а так же ряд богослужебных и богословских текстов – символ веры, Псалтирь, «Тридцать девять статей», Катехизис, календарные таблицы (литургический год у англикан, как и католиков, начинается с первого воскресения Адвента – периода предшествующего Рождеству (считается за четыре воскресенья до Рождества) и некоторые другие. В Церкви Англии богослужения проводились в основном по тем правилам, которые предписывала «Книга общих молитв», вплоть до второй половины XX века. Однако с 2000 г. в Церкви Англии используется «Книга общественного богослужения», ставшая полноценной альтернативой «Книге общих молитв».

«Ординал», также составленный в XVI в. по образцу католического Понтификала, и содержит в себе чины рукоположения в диаконы, священники и епископы. В 1985 г. Церковь Англии приняла решение разрешить хиротонию женщина на уровне диаконис, в 1992 г. – на уровне священства, в 2014 г. – на уровне епископа, что, усложнило ведение экуменистического диалога Англиканского Сообщества с рядом других христианских Церквей. Первая женщина-епископ, Либби Лейн, была рукоположена в январе 2015 г.

Отметим также, что ни «Книга общей молитвы», ни тем более «Тридцать девять статей» не являлись и, на сегодняшний день, не являются литургическими или вероучительными стандартами для Англиканского Сообщества. Шотландская епископальная церковь и Епископальная церковь в США использовали собственные «книги общей молитвы» с XVII и XVIII вв., соответственно. Большинство современных англиканских церквей также использует собственные молитвенники. Аналогичная ситуация наблюдается и с «Тридцатью девятью статьями».

Общественная деятельность

Все здания архитектурного ансамбля церкви св. Андрея, находящиеся по адресу Вознесенский переулок, д. 8, стр. 1-4, являются региональными памятниками архитектуры и обладают охранным статусом «объект культурного наследия».

При приходе активно действует воскресная школа, ведется работа по организации семейных праздников (Зимний базар, ярмарки, пикники и др.), а в колокольне находится обширная библиотека, существующая в рамках совместной образовательной деятельности церкви св. Андрея с Библейско-богословским институтом св. апостола Андрея (ББИ).

Московская англиканская община занимает активную социальную позицию: она сотрудничает с Центром равных возможностей для детей-сирот «Вверх» (англ. STEP UP), выделяет помещение для собрания англоязычной группы анонимных алкоголиков, участвует в благотворительных и социальных акциях англоязычной протестантской общины «Moscow Protestant Chaplaincy», которой так же выделяет время для богослужения в церкви св. Андрея.

В рамках культурной деятельности в здании церкви регулярно проходят тематические музыкальные вечера, чаще всего – классической музыки. В вопросах организации концертов община сотрудничает с культурным благотворительным фондом «Небесный мост». Также в здании церкви репетирует и выступает Московский международный хор.

Церковь св. Андрея – Москва, Вознесенский пер., д. 8.

– официальный сайт (англ. St Andrews Anglican Church and Centre in Moscow): www.moscowanglican.org

-​ страница на Facebook: www.facebook.com/moscowanglican

Литература

1.​ Ерохин В.Н. Становление англиканской церкви в XVI – первые десятилетия XVII вв. в освещении современной британской историографии. Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гуманит. ун-та, 2009.

2.​ Фадеев И.А. Церковь Англии: проблема конфессиональной самоидентификации в исторической перспективе. М.: ООО ИПЦ «Маска», 2015.

М. Киселев, И. Фадеев


1) Также под англиканской церковью может пониматься для обозначения церквей, являющихся членами Англиканского Сообщества (англ. The Anglican Communion) – международного объединения поместных (национальных или региональных) Церквей, исторически связанных с Церковью Англии, в целом разделяющих её теологическую доктрину и находящихся в евхаристическом общении с Кентерберийским престолом. Архиепископ Кентерберийский лишь духовный лидер Сообщества, т.к. все Церкви, входящие в него – независимы и автономны, у каждой из них свой примас и свои структуры управления. Однако архиепископу Кентерберийскому принадлежит право созывать Ламбетовскую конференцию – собрание епископов Церквей, членов Сообщества, проводимое раз в десять лет (первая – 1867 г., четырнадцатая – 2008 г.), решения которого носят необязательный, но рекомендательный характер. На данный момент в Англиканском Сообществе состоит сорок четыре Церкви: тридцать восемь поместных Церквей, так называемых Провинций (англ. Provinces), включая Церковь Англии, и шесть Экстра Провинций (англ. Extra Provincials), пять из которых находятся под юрисдикцией архиепископа Кентерберийского, а одна – Совета Епископов (англ. Metropolitan Council).
2) Здание сохранилось. Современный адрес – ул. Варварка, д. 4. Сейчас там располагается музей «Старый Английский двор», отделение музейного объединения «Музей Москвы» (официальный сайт:www.mosmuseum.ru).
3) В 1649 г. в Англии в ходе Английских гражданских войн (1642-1646; 1648-1649; 1649-1651 гг.) был казнён король Карла I, что послужило причиной временного разрыва дипломатических отношений между Московским государством и Англией, которые были вновь восстановлены после реставрации монархии в Англии (1660/1 г.) и Славной революции (1688/9 г.).
4) Раздел «Факты и статистика» официального сайта Церкви Англии (данные опубликованы в октябре 2016 г.). URL: https://www.churchofengland.org/media/3331683/2015statisticsformission.pdf