Текст подготовлен в рамках проекта «Динамика религиозной ситуации и конфессиональная идентичность в Московском регионе». При реализации проекта используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 05.04.2016 № 68-рп и на основании конкурса, проведенного Национальным благотворительным фондом.

Индуизм – термин, охватывающий большой комплекс религиозных верований, возникших и сложившихся на территории Индийского субконтинента и исповедуемых большинством населения Индии. Термин «индуизм» возник в кон. XVIII-нач. XIX вв. в результате заимствования основы из языка фарси, где слово «хинду» (тождественное санскритскому синдху) в ед. ч. обозначало р. Инд, а также прилегающую территорию и страну, где река протекает, во мн. ч. – жителей этой страны, т.е. индийцев. Самоназвание религии – санатана дхарма (букв. «вечный закон»), хинду мат (букв. «учение хинду»), хинду дхарма (букв. «закон хинду»), садхарана дхарма (букв. «всеобщий закон») и т.д. Термин «дхарма» в самоназвании фиксирует акцент И. на обязательности и всеобщности закона, лежащего в основе Вселенной, общества и индивидуальной человеческой жизни, что выражается в совокупности религиозных, нравственно-этических, социально-политических обязанностях каждого.

История. И. формируется ок. V-VI вв. н.э. на основе исторически предшествующих ему религиозных воззрений протоиндийской (IV-III тыс. до н.э.), ведийской ( XV-VII вв. до н.э.) религий и брахманизма (VII в. до н.э. – IV в.н.э.). Протоиндийская, или доведийская, религия – это совокупность представлений о мире, характерная для племен, населявших долину р. Инд до прихода туда индоариев в сер. II тыс. до н.э., которые имели собственные религиозные воззрения, дошедшие до нас в комплексе текстов, называемых Веды.

О протоиндийской религии можно судить на основе артефактов, обнаруженных в результате раскопок древних поселений Хараппы и Мохенджо-Даро. Для нее характерен культ плодородия, выраженный в почитании богини-матери и мужского божества, связанного с культом животных, воплощенных в образе царя-буйвола. Вероятно, черты «бога-царя» впоследствии перешли к ведийскому божеству Варуне и индуистскому Шиве. Культ плодородия был связан и с поклонением двум соответствующим животворящим силам – мужской и женской, которые символизировались каменными изваяниями: коническим столбцом, лингамом – мужская и женская йони – округлой платформой с отверстием посередине в качестве подставки под лингам. Помимо главных божеств пантеон протоиндийской религии включал юного бога воина (прообраз Сканды – сына Шивы), а также культы священных животных (корова, тигр, слон, носорог, крокодил и т.) и растений (ашваттха, или пиппал – индийское фиговое дерево).

Ведийская религия была тесно связана с ведийской литературой. «Ведами» (букв.: «знание») назывались сборники текстов, относящихся к жертвоприношениям, имевших статус священного знания и включавших в себя все представления древних индоарийских племен о мире богов и мире людей. Первоначально насчитывалось три Веды – это «Риг-веда» – веда гимнов-рич, «Сама-веда» – веда напевов-саманов и «Яджур-веда» – веда жертвенных формул-яджусов; впоследствии к ним была добавлена «Атхарва-веда» – веда магических заклинаний-атхарванов. Корпус ведийской литературы сложился к первой половине I тыс. до н.э., хотя процесс формирования Вед был весьма длительным. Эти тексты считались вечными, никем не сотворенными. По легенде, они были составлены поэтами-мудрецами (риши), которые при помощи богов узрели их в акте мистической интуиции и передали людям. Боги ведийского пантеона, воплощавшие природные силы, космические явления и объекты, впоследствии были инкорпорированы в индуистский пантеон с изменением статуса и функций. В Ведах дается обоснование социальной структуры древнеиндийского общества, состоявшего из представителей четырех сословий-варн (букв. «цвет»): брахманов – творцов, носителей и трансляторов знаний; кшатриев – царей и воинов, вайшьев –торговцев и земледельцев. На основе варн позже возникла система каст (от португ. сasta – род, вид, порода, инд. название – джати) – разнообразных социальных и племенных групп, которых в совр. Индии насчитывается более 3500.

Брахманизм возник в результате усиления влияния жреческого сословия к VII в. до н.э. Наиболее почитаемыми божествами стали Агни, Вишну и Шива. В пантеон богов начали постепенно включатся и местные доарийские племенные божества, а служители этих культов со временем приобретали статус брахманов. Веды стали дополняться преданием смрити (букв. «запомненное»), или ведангами (букв. «часть вед»), куда к кон. I тыс. н.э. вошли эпосы «Махабхарата» и «Рамаяна», пураны – псевдоисторические сказания о Вишну, Шиве, Богине-матери Деви, царях и т.д., дхармашастры – сборники законов. Эти тексты почитаются в той или иной степени большинством направлений И.

Совр. И. вобрал в себя идеи и представления предшествовавших форм религиозных верований, в т.ч. буддизма, джайнизма и даже ислама. В 1966 г. Верховный суд Индии перечислил, а в 1995 г. уточнил 7 основных признаков И: 1) признание Вед в качестве высшего авторитета в религиозных и философских вопросах; 2) терпимость к другим религиозным позициям; 3) признание бесконечности космического цикла; 4) вера в перерождение душ-реинкарнацию; 5) признание многообразия путей к освобождению души из мира перерождений; 6) допущение равных возможностей поклонения священным изображениям и отрицания такового; 7) непривязанность к определенной философской системе.

Пантеон И. включает в себя почти «3 млн. божеств», среди которых главными являются 3 бога, именуемые тримурти (букв. «триобраз») – Брахма, Вишну и Шива. Они наделяются различными функциями и воплощают единство всех космических сил. Брахма – Творец мира, породивший силой духа сыновей, от которых произошли боги и люди. Вишну – Хранитель мира, тот, кто поддерживает мир и не дает ему распасться, а также опора мирового порядка и закона – Дхармы. Шива соотносится с изменением и разрушением мира. Его образ охватывает противоречивые и противоположные черты: он гневный, неистовый (бхайрава) и милостивый (шанкара), вестник смерти и ее победитель, он уничтожает и дарует жизнь, он аскет и владыка всего живого и т.д. Носителем и олицетворением жизненной силы и мощи Шивы выступает его супруга Шакти, имеющая как благое воплощение (Ума, Парвати, Гаури), так и грозное (Дурга, Кали, Бхайрави). Именно почитание верховной богини Деви/Шакти составляет основу шактизма, своими истоками уходящего в религиозные верования и обряды аборигенных народных культов богинь-матерей. В сферу влияния И. шактизм попал в сер. I тыс. н.э., когда многочисленные локальные образы богинь стали постепенно сливаться в единую фигуру Деви и восприниматься в качестве различных ее манифестаций и функций. Шактизм тесно связан с тантризмом, комплексом религиозно-философских эзотерических традиций, отличительной особенностью которых является претензия на более эффективный (при этом – тайный) путь обретения высшей цели – достижение освобождения души из колеса сансары с опорой на систему специальных посвящений, практики преобразования сознания и главенствующую роль духовного наставника-гуру.

Основными направлениями И. условно выступают шиваизм, вишнуизм, шактизм, бхактизм и неоиндуизм и т.д., делящиеся на более мелкие ответвления с собственным комплексом верований, учений, текстов и ритуальных практик. Обособление течений в И. связано с тем, что их последователи выделяют какое-то одно божество, наделяя его функциями творения, сохранения и разрушения мира и рассматривая остальные божества в качестве манифестаций сил и способностей верховного бога. Другой подход к И. предлагает деление по главному средству спасения (бхакти – как путь эмоционально-личного почитания выбранного божества), либо по отношению к традиции (классический И., народный И., неоиндуизм). Строгая классификация течений и групп И. невозможна, поскольку исторический процесс их возникновения, размежевания и бытования может охватывать несколько направлений, как это имеет место, например, в случае с бхактизмом: есть бхакты-шиваиты, бхакты-вишнуиты, а их отдельные группы могут быть отнесены либо к народным культам, либо к неоиндуизму.

Неоиндуизм возник как следствие реформаторского движения в И. на рубеже XIX-XX вв., ставившего цель избавить древнюю религию от позднейших напластований, негуманных обычаев, устаревших идей и привести в соответствие с требованиями разума и здравого смысла. Неоиндуистское движение включало в себя несколько течений: 1) «Брахмо Самадж», основанный Р. Роем (1772-1833), провозгласивший создание универсальной религии, объединяющей И. христианство и ислам; 2) «Арья Самадж», созданный Д. Сарасвати (1824-1883), сосредоточенный на усовершенствовании традиционной религии; 3) движение Вивеканды (1863-1902), ученика индийского религиозного деятеля Рамакришны (1836-1886), провозгласившего центральной идей И. мистическое единение с Абсолютом, свободный поиск и обретение высшей истины. Одной из главных черт неоиндуизма является его экспорт за пределы Индии, чему способствовала деятельность организаций, подобных Международному Обществу Сознания Кришны (МОСК) и «Фонд Раджниша».

Общество сознания Кришны было основано в 1966 г. в США выходцем из Индии вишнуитом А.Ч. Де (1896-1977), известным под именем «Бхактиведанта Свами Прабхупада». Теоретическую основу МОСК составляет учение бенгальского проповедника идеи бхакти, вишнуита Чайтаньи (1486-1533). Сегодня МОСК имеет центры по всему миру (в т.ч. и в России), которые ведут активную экономическую деятельность, связанную с изданием средств массовой агитации и пропаганды кришнаитского образа жизни. Последователи МОСК называют себя «вайшнавами», свою религию считают ортопрактикой, передаваемой изустно и осуществляющейся посредством реализации в себе сознания Кришны на основе бхакти-йоги. Адепты принимают индийские имена, носят индийскую одежду, наносят на лоб сандаловой пастой знак-тилак. Их обряды воспроизводят в упрощенном виде элементы индуистских ритуалов, включают медитацию, повторение имен бога-джапу, коллективные песнопения гимнов-киртанов, мантр, игру на барабане и цимбалах, танцы. Эти действия символически воспроизводят воспевание пастушек (и среди них самой любимой – Радхи) их возлюбленного бога – Кришны.

История в России. Индуизм в Россию пришел в XVII в., когда в Астрахани появилось первое подворье, на территории которого действовал индуистский храм. Индийские купцы и члены их семей могли совершать ритуалы в соответствии со своей традицией, из царской казны им предоставлялись ссуды, они платили небольшой оброк и были освобождены от податей и других повинностей. В 1788 г. был переведен на русский язык один из основных текстов И. – «Бхагавадгита». В XVIII-XIX вв. изучение индийского эпоса «Махабхараты» и «Рамаяны» входили программу гимназий и университетов России. В современной России наиболее значительной религиозной индуисткой организацией является «Международное Общество сознания Кришны» (МОСК, или ИСKКОН – ISKCON, International Society for Krishna Consciousness), представляющее собой версию учения гаудия-вайшнавизма. Имеется также незначительное количество последователей других вайшнавских традиций (например, Шри Чайтанья Сарасват Матха) и других неоиндуистских движений и духовных гуру – «Брахма Кумарис», «Миссия Рамакришны», «Ананда Марга», «Миссия Чинмоя», последователи Махариши Махеш Йога, Сатья Саи Бабы. Число последователей этих групп крайне, по данным Госдепартамента США (https://www.state.gov/j/drl/rls/irf/2006/71403.htm) крайне незначительно.

В России история распространения МОСК связывается с пятидневным визитом Свами Прабхупады в 1971 г. в Москву, во время которого к обществу стали тайно присоединятся первые последователи, в частности Анатолий Пиняев (1948-2013). В 1988 г. Общество сознания Кришны было официально зарегистрировано Советом по делам религий в качестве религиозной организации. После этого МОСК стал открыто проповедовать свои идеалы и распространять соответствующую литературу. В 1992 году МОСК получило официальную регистрацию в Российской Федерации как «Центр общества сознания Кришны в России», а в 2011 г. по случаю 40-летия МОСК в России, тогдашний президент Индии Пратибха Патил направила российским кришнаитам послание, в котором, в частности, отмечалось, что «на протяжении нескольких последних десятилетий Международное общество сознания Кришны играет важную роль в популяризации благородного и вечного послания Шримад Бхагавад-гиты и содействует установлению духовной гармонии во многих странах мира».

Миссия Рамакришны (Общество Рамакришны) были основаны Вивеканандой с целью пропаганды идей бенгальского мистика Рамакришны (наст. имя – Гагадхар Чаттопадхьяя), получившего прозвище «Парамаханса» (букв. «Высший Лебедь»). Рамакришна служил жрецом храма богини Кали в Дакшинешваре (ок. Калькутты) и постоянно переживал экстазы, во время которых он имел видения Кали. Его воззрения не носили систематического характера и заключались в утверждении единой универсальной религии, где Кришна, Иисус, Мухаммед, Будда – разные воплощения одного бога. Видя повсюду проявления божественного, Рамакришна проповедовал важность любви и помощи всем людям, ведь все различия между людьми по касте, полу или религии условны. Постигнуть Бога и быть с ним, реализовав в себе совершенного человека, может каждый, для этого нет необходимости прибегать к сложным обрядам или каким-то посредникам. С целью пропаганды идей Рамакришны его ученик и последователь Вивекананда после своего возвращения из США в Индию в 1897 г. основал монашескую общину «Миссия Рамакришны» (существует до сих пор), которая своими задачами ставила культурно-просветительскую деятельность народа на основе учения веданты и широкую благотворительность.

В Москве Общество Рамакришны существует с 1991 г. (зарегистрирована официально в 1995 г.). Его возглавляет Свами Джьетирупананда, являющийся президентом российского отделения Миссии. Деятельность этого Общества в России выражается прежде всего в публичных лекциях о целях и задачах Общества, а также о философии и издании соответствующей литературы.

Статистика. По данным Pew Research Center (http://news.eizvestia.com/news_abroad/full/sociologi-vyyasnili-skolko-v-mire-musulman-i-hristian) общее число последователей И. в мире составляет 1 млрд. человек (15 % всего человечества). Число последователей И. в ареале его распространения в Южной Азии составляет: в Индии (по данным переписи 2011 г. – http://www.census2011.co.in/religion.php) 79,80%, т.е. более 900 млн. человек; в Непале – 23 млн., Бангладеш – 15 млн., Бали – ок. 4 млн. человек. Кроме того, существуют значительные общины за пределами Южной Азии. Так, в Великобритании на 2011 г. проживало ок. 817 тыс. индусов (по данным переписи 2011 – https://www.ons.gov.uk/peoplepopulationandcommunity/culturalidentity/religion/articles/religioninenglandandwales2011/2012-12-11). В России в 2012 году социологи из Института Европы РАН и независимой социологической службы «Среда» провели исследование о количестве последователей различных религий в России. Социологический опрос проводился среди городского и сельского населения в возрасте от 18 лет и старше в 79 субъектах РФ (всех субъектах РФ кроме ЧечниИнгушетииЧукотского и Ненецкого округов). В ходе опроса 0,09 % опрошенных назвали себя последователями индуизма, кришнаизма и других «восточных религий и практик». По данным Госдепартамента США к 2006 г. (https://www.state.gov/j/drl/rls/irf/2006/71403.htm) на территории России существовало 78 официально зарегистрированных кришнаитских организаций, две тантрические организации, 20 официально зарегистрированных центов «Брахма Кумарис», один центр «Миссия Рамакришны» (в Москве), один центр «Ананда Марга» (в Барнауле) и два центра «Тантра-сангха» (Москва и Нижний Новгород). Достоверной статистики по числу последователей того или иного неоиндуисткого движения в России нет. По оценкам исследователей количество членов МОСК в России составляет Общее число верующих, входящих в общину МОСК в России, колеблется в пределах 12-30 тыс. человек, в зависимости от того, включаются ли в число адептов только активные сторонники и последователи или членами МОСК считаются также и сочувствующие и сочувствующие участники религиозных акций, праздников и фестивалей (См.: Лункин Р. Н. Общество сознания Кришны (Вайшнавы) // Современная религиозная жизнь России. Опыт систематического описания / Отв. ред.: М. Бурдо, С. Б. Филатов. — М.: Логос, 2005. — Т. III. — С. 362-373). По данным С.И. Иваненко, число кришнаитов Москве – 8 тыс. чел. (Иваненко С. И. Современное состояние Общества сознания Кришны в России // Russian Review. — Февраль-март 2012. — Вып. 56.)

Вероучение. Неоиндуисткие организации, действующие на территории России, не имеют единого вероучительного комплекса. Каждая из них опирается на учение определенного индийского духовного наставника – гуру, который, в свою очередь, ссылается на предшествующую традицию – вишнуизм/вайшнавизм, веданту, Веды и т.п. Однако есть ряд индийских концептов, принимаемых практически всеми последователями неоиндуизма – это представление о духовной сущности (именуемой атман, джива, Пуруша и т.д.), изначально связанной кармой, пребывающей в нескончаемом круговороте перерождений (сансара), претерпевающей бесчисленные страдания (духкха), единственным спасением которой является освобождение (мокша) от кармической зависимости. Освобождение от сансары понимается как единение с высшим духом (параматман), богом, манифестирующем себя в облике Кришны, Вишну и т.д. В основе мировоззренческих установок лежит центральная для неоиндуистских движений идея личной преданности Богу, выраженная понятием «бхакти» и предполагающая полное подчинение себя воле возлюбленного Бога. Тем самым в жизни последователя реализуется идеал отношений между адептом и его божеством, осуществляемый по типу отношений «Кришна-Радха» вишнуитско/кришнаитской традиции. Воплощение данного идеала невозможно без помощи и участия духовного наставника, гуру, который и ведет адепта по пути духовной самореализации.

Практика. Практика поклонения выражается в регулярно проводимых ритуалах почитания (пуджа) форм манифестации божества в виде подношения благовоний, фруктов, цветов и т.п. статуям и изображениям (мурти) соответствующих богов/ учителей. Как правило, пуджа сопровождается совместным распеванием песнопений –восхвалений (киртан, или бхаджан) и мантр, а также общей медитацией в том виде, как это практикуется конкретной организацией. Кроме того, многие неоиндуистские организации практикуют совместное изучение текстов собственной традиции – чтение и истолкование «Бхагавадгиты», Упанишад, сочинений своих гуру и т.п.

Общественная деятельность. Основной формой общественной деятельности подобного рода движений является активная пропаганда своего учения и привлечение большего количества адептов. Для этого устраиваются различные фестивали и праздники с бесплатной раздачей соответствующей религиозной литературы, вегетарианской пищи, а также совместные песнопения и танцы. Так, последние десятилетия деятельность российского отделения МОСК сосредоточена на укреплении общества сознания Кришны в России в качестве единой организации, что выразилось во взятии курса на формирование и развитие общин на территории всей страны; систематическое образование своих последователей; выбор новых форм проповеди; и активизацию социального служения. В этот период духовные лидеры движения инициировали реформы, направленные на создание общин, ядром которых являются люди, ориентированные на самореализацию в личностном, семейном, профессиональном, гражданском отношениях. В 2000-е годы российские последователи МОСК занимались социальным служением и гуманитарной миссией «Харе Кришна — пища жизни», которые выражались в помощи бездомным, безработным и бесплатной раздаче вегетарианских обедов. Кришнаиты также организовали благотворительную программу «Дайте людям шанс!», направленную на раздачу пищи (прасад) и духовной литературы в тюрьмах.

В осуществлении этих благотворительных проектов российским кришнаитам, как правило, оказывали содействие местные органы социального обеспечения населения. В Москве действует кришнаитский храм, на базе которого в 1998 г. был создан «Вайшнавский университет Бхактиведанты», не имеющий государственной аккредитации в качестве высшего учебного заведения. В Подмосковье существует школа для монашествующих, в котором они проходят трёхлетний курс обучения, призванный воспитать из них будущих лидеров. В современном российском МОСК получило распространение движение так называемых нама-хатт (домашних групп верующих), в которых кришнаиты и интересующиеся гаудия-вайшнавизмом собираются для совместного воспевания мантры «Харе Кришна», изучения вайшнавского учения и вкушения прасада. В 2011 году в московской общине МОСК был создан «Совет старших преданных», который руководит деятельностью общины и помогает верующим.

Контакты. Общество сознания Кришны в Москве – http://krishna-temple.ru;

Религиозная организация Общество Сознание Кришны “Шри-Шри Гаура Нитай Мандир” – http://www.dayalnitay.ru

Централизованная религиозная организация Центр обществ сознания Кришны в России, Президент – Шрила Бхакти Вигьяна Госвами (В. Тунеев) – http://saranagati.ru

Международное общество сознания Кришны – http://www.krishna.ru/about/

Центр «Брахма Кумарис» ­- http://www.brahmakumaris.ru/index.php

«Ананда Марга» – http://www.anandamarga.ru

«Миссия Рамакришны» – http://rkm-vedanta.ru

 

Литература

Альбедиль М.Ф. Индуизм: творящие ритмы. СПб., 2004.

Дандекар Р.Н. От Вед к индуизму: Эволюционирующая мифология. М., 2002.

Древо индуизма. М., 1999.

Иваненко С. И. Современное состояние Общества сознания Кришны в России // Russian Review. — Февраль-март 2012. — Вып. 56.

Индийская философия. Энциклопедия. Отв. ред. М.Т. Степанянц. М., 2009.

Лункин Р. Н. Общество сознания Кришны (Вайшнавы) // Современная религиозная жизнь России. Опыт систематического описания / Отв. ред.: М. Бурдо, С. Б. Филатов. — М.: Логос, 2005. — Т. III.

Рыбаков Р.Б. Буржуазная реформация индуизма. М., 1981

Фаликов Б.З. Неоиндуизм и западная культура. М., 1994.

Н.А. Железнова