Проект

Авторы: Павел Костылев, Всеволод Золотухин

История, вероучение, практика

Ислам – монотеистическая религиозная традиция, исторически близкая т.н. авраамическим религиям, в числе которых обычно упоминают иудаизм и христианство. Общесемитский культурный контекст, строгий монотеизм и представления о пророчестве роднят ислам с иудаизмом, в то время как ангелология и эсхатология ислама близки раннехристианским представлениям. С другой стороны, некорректно рассматривать ислам лишь в качестве одного из вариантов авраамической религиозности, ислам – самостоятельно сложившаяся и уникальная по своим основаниям религиозная система.

Хотя с исламской точки зрения ислам – естественная религия любого человека, от Адама и до дня Страшного суда, историческое возникновение ислама возводится к деятельности пророка Мухаммада, родившегося в Мекке приблизительно в 570 году и умершего в Медине в 632 году. Согласно исламскому преданию, в возрасте сорока лет Мухаммад, имевший обыкновение ежегодно удаляться недалеко от Мекки для благочестивых размышлений и молитв единому Богу, удостоился видения одного из великих ангелов – Джибрила, – который начал передавать пророку строфы Корана – священного Писания ислама. В ходе проповеди Мухаммада возникла умма – исламская община, в 622 году из-за преследований вынужденная переселиться в город Йасриб (впоследствии – Медина). Это переселение (хиджра) стало началом отсчета мусульманского летоисчисления, ведущегося по лунному календарю – месяцы в нем длятся по 29 и 30 дней, а сам год оказывается короче солнечного на десять или одиннадцать дней.

Конфликты с мекканцами, продолжавшими придерживаться распространенных в доисламской Аравии политеистических верований и практик, привели, после ряда военных столкновений, к захвату Мекки последователями Мухаммада в 630 году. После смерти пророка раскрытие комплекса исламских представлений и развитие религиозных практик продолжилось; вторым источником религиозных знаний для верующих стала Сунна, состоящая из хадисов – рассказов о том, что пророк и его сподвижники совершали и как высказывались в самых разных жизненных ситуациях. Постепенно выкристаллизовывались т.н. столпы ислама и основы имана – веры.

Традиционно речь идет о пяти столпах ислама. Первый из них – шахада, формула свидетельствования, т.е. принятия и одновременно исповедания ислама: «Свидетельствую, что нет бога, кроме Аллаха, и свидетельствую, что Мухаммад – посланник Его». От шахады происходит и шахид, первоначально – в значении павшего за веру мусульманина.

Второй столп ислама – салят или по-персидски намаз, представляет собой каноническую молитву – фиксированную последовательность молитвенных формул и ритуальных действий, включающих в себя чтение вслух или про себя арабского текста обязательно первой и других (в большем или меньшем объеме) сур (глав) Корана, поясные и земные поклоны в сторону Мекки. Намазу предшествует азан – призыв, в случае коллективного намаза возглашаемый муэдзином с минарета мечети; читающий намаз должен пребывать в состоянии ритуальной чистоты, которая восполняется совершением омовения (тахарат).

Ежедневный пятикратный намаз, совершаемый в согласованное традицией время, – одна из основных ритуальных обязанностей мусульманина. Также известны джумаʻ-намаз, коллективно совершаемый в мечети под предводительством имама вместо второго пятничного намаза, после него мусульмане слушают проповедь (хутба). Также можно выделить джаназа-намаз – молитву за умершего мусульманина, важный элемент погребальной обрядности.

Третий столп ислама – саум или по-персидски ураза, воздержание от пищи, питья, курения и интимной близости с восхода до захода солнца в течение всего месяца рамадан. Особо выделяется 27 ночь месяца рамадан – т.н. Лейлят аль-Кадр, «ночь предопределения», именно в эту ночь в 610 году, по исламскому преданию, началось ниспослание Корана пророку Мухаммаду. Завершается ураза Праздником разговения (араб. Ид аль-Фитр, тюрк. Ураза-байрам), приходящимся на первый день следующего месяца (2017: 25 июня, 2018: 15 июня).

Закят – четвертый столп ислама, налог в пользу нуждающихся членов исламской общины, первоначально взимаемый со скота, драгоценных металлов (золота и серебра) и с товаров. Стандартный размер закята – 2,5%, его обязан уплачивать ежегодно каждый мусульманин.

Наконец, хаджж – пятый и последний столп ислама, паломничество в Мекку в последний месяц исламского года, называемый зуль-хиджа, обязательное для каждого мусульманина, который в состоянии его совершить. Главное событие хаджжа – Праздник жертвоприношения (араб. Ид аль-Адха, тюрк. Курбан-байрам), приходящийся на десятый день зуль-хиджа (2017: 1 сентября, 2018: 22 августа).

Основы веры (иман) включают в себя веру в Аллаха (отчасти познаваемого посредством его атрибутов), ангелов, Священные Писания (прежде всего, Коран), пророков, Судный день и воскресение мертвых, а также в предопределение. В вероучительном плане ислам представляет собой гетеродоксальную религиозную систему, в рамках которой отсутствует институция, определяющая истинность тех или иных воззрений: никто из мусульман не обладает правом на радикальную реформу или глобальное обновление исламского вероучения, а аналогом церкви в исламе является сама умма, не связанная никакими едиными вероучительными положениями, кроме принципиального следования истинам Корана (также в разных направлениях ислама понимаемым различным образом), и не подчиняющаяся никакому единому авторитету или согласованной системе авторитетов.

Можно говорить о существенных отличиях между исламскими традициями, в той или иной мере распространенными в разных странах мира. Единый, на уровне общих религиозных практик и ценностей, ислам в ходе исторического развития обретает множество вариантов интерпретаций, наиболее явные из которых стандартно определяются как суннизм, шиизм, хариджизм, суфизм.

Суннитский ислам (от араб. выражения суннат расул Аллах, «пример посланника Аллаха»), представляющий собой наиболее распространенный вариант интерпретации ислама, сложившийся в ходе исторического сопротивления большинства мусульман инновациям (бид‘а, в значении «непозволительное нововведение») в вероучении и практике. Суннизм, по сути, представляет собой исламский традиционализм, основанный на верности Корану и Сунне (прежде всего, в виде шести наиболее авторитетных сводов хадисов) и признающий законность правления первых четырех т.н. «праведных халифов»: Абу Бакра (ум. 634), ‘Умара (ум. 644), ‘Усмана (ум. 656) и ‘Али бин Аби Талиба (ум. 661). И по сей день сунниты полагают, что халиф – правитель исламского государства, либо наследует власть (в случае династического халифата), либо избирается общиной.

В теологическом плане суннизм постепенно согласовывает крайние точки зрения по вопросам свободы воли и предопредения, буквализм и номинализм в области понимания атрибутов Аллаха, устанавливает конструктивные диалогические отношения между разумом и верой, оставляя возможность разуму в той или иной степени осмыслять мир религиозных понятий.

В области развития права (фикх) суннизм представлен четырьмя мазхабами – богословско-правовыми школами, называемыми по именам их основателей: ханафитский, маликитский, шафиитский и ханбалитский мазхабы, отличающиеся друг от друга, прежде всего, методологически. Ханафитский, маликитский и шафиитский мазхабы допускают кийас – суждение по аналогии, для ханафитского, шафиитского и ханбалитского мазхабов значима иджма – единое мнение богословов, ханафитский мазхаб в определенной степени учитывает урф – традиционные неисламские (но и не противоречащие исламу) обычаи.

Шиитский ислам обретает форму после смерти четвертого праведного халифа – ‘Али бин Аби Талиба, происходя от арабского выражения ши‘ат ‘Али, «партия ‘Али». Сегодня шиизм представляет собой, подобно протестантизму в христианстве, конгломерат общин, в вероучительном плане довольно сильно отличающихся друг от друга и могущих быть объединены только убеждением в том, что светская и духовная власть в умме должна принадлежать потомкам ‘Али бин Аби Талиба, а не выборным лицам, как в суннизме. Одним из основных понятий шиизма является понятие об имаме – не только предстоятеле общины при чтении коллективных намазов, но и духовном главе исламского (шиитского в данном случае) мира, потомке ‘Али. Большинство шиитов (это направление часто именуется иснаашариты, «двунадесятники») полагают, что однажды вернется т.н. «скрытый имам» – Мухаммад аль-Махди, двенадцатый имам в перечне потомков ‘Али, пропавший в конце IX века. Другие группы шиитов следуют своим перечням потомков ‘Али, так, для исмаилитов, наиболее известных в средневековье склонностью к мятежам и использованию экстремистских методов в политической борьбе, линия имамата продолжается и по сей день.

Хариджизм (от араб. хаваридж, «выступившие [против]») возникает в 657 году, когда несколько тысяч мусульман из войска халифа ‘Али, оказавшись несогласны с его политической волей, стали выступать против центральной власти, признавая законным только избрание двух первых «праведных халифов». Хариджиты впервые прибегли к политическим убийствам для достижения своих целей и в этом смысле могут считаться предшественниками некоторых современных псевдо-исламских экстремистских движений.

Суфизм (от араб. суф, «шерсть») представляет собой дошедший до наших дней вариант исламских традиций, ориентированных на мистическое познание божественных тайн, систему преображения мусульманина в соответствии с образом т.н. «совершенного человека» посредством особого образа жизни и психотехнических практик. Исторически суфизм развивается в разных формах, а со средневековья суфии объединяются в особые братства (тарикат), существенно отличающиеся друг от друга. Существуют как суннитсткие, так и шиитские суфийские братства, со второй половины XX века возникает и т.н. «неосуфизм», принимающий в свои ряды не только мусульман, но и инаковерующих.

Статистика

Отстраняясь от общих методологических проблем подсчета числа приверженцев той или иной религиозной традиции в условиях современного мира, размывающего и растворяющего традиционные формы религиозной идентичности, можно выделить два подхода к определению в современном мире количества мусульман.

Согласно первому, в число мусульман попадают т.н. «народы, традиционно исповедующие ислам», однако этот подход не учитывает как религиозное обращение в ислам людей, не относящихся к традиционным для ислама этносам, так и тот факт, что миллионы людей, воспитанных в традиционных условиях или относящихся к традиционным для ислама этносам, не исповедуют и не практикуют ислам.

Согласно второму, в «исламский мир» попадают жители т.н. «исламских стран», в которых ислам является либо государственно принятой религией, либо в них большинство населения – традиционно мусульмане (например, в Азербайджане и Турции религия отделена от государства, но большинство населения – мусульмане).

Наиболее репрезентативное исследование по количеству мусульман в мире было проведено в 2010 г. американской организацией Pew Research Center; согласно этому исследованию в 2010 г. количество мусульман в мире в самом общем смысле было оценено в 1,619 млрд человек[1].

Чуть более миллиарда мусульман – в Азии, более 564 млн мусульман в странах Африки, 44 млн в Европе и более 5 млн – в Европе. Наибольшее количество мусульман проживало в Индонезии (204 млн), Пакистане (178 млн), Индии (177 млн), Бангладеше (148 млн), Египте (80 млн), Нигерии (75 млн), Иране (74 млн), Турции (74 млн), Алжире (34 млн) и Марокко (32 млн).

Из числа стран Европы наибольшее количество мусульман по состоянию на 2010 г. наличествовало в Германии (4,7 млн), Франции (4,1 млн), Великобритании (2,9 млн), Италии (2,2 млн) и Болгарии (чуть более 1 млн).

В России ислам является второй по численности верующих конфессией после православного христианства. Численность т.н. «народов, традиционно исповедующих ислам» по данным Всероссийской переписи населения 2010 года[2] составляет более 14,48 млн человек, из них – татары (5,31 млн), башкиры (1,58 млн), чеченцы (1,43 млн), аварцы (912 тыс), казахи (647 тыс), азербайджанцы (603 тыс), даргинцы (589 тыс), кабардинцы (516 тыс), кумыки (503 тыс), лезгины (473 тыс), ингуши (444 тыс), узбеки (289 тыс), карачаевцы (218 тыс), таджики (200 тыс), лакцы (178 тыс), табасараны (146 тыс), адыгейцы (124 тыс), балкарцы (112 тыс), турки (105 тыс), киргизы (103 тыс) и т.д. Есть и другие оценки численности мусульман России.

История ислама в России

Ислам приходит на территорию нынешней Российской Федерации в VII в. Ещё в период правления четырёх праведных халифов арабо-мусульманские войска вторгаются в Южный Дагестан. С этого времени регион стал постепенно включаться в орбиту арабо-мусульманской цивилизации. Начало исламизации Дагестана относят к первой половине VIII в. С этого времени и до позднего средневековья ислам постепенно распространяется по всей территории Страны Гор. Интересно, что в итоге в Дагестане сложилась высокая арабоязычная культура, – здесь глубоко и серьёзно изучалось исламское богословие и корпус традиционных знаний. Поскольку арабский язык не был родным для дагестанцев, им удалось сохранить правильную его литературную форму даже лучше, чем самим арабам, которые разговаривали на диалектах.

В 922 г. ислам становится официальной религией в Волжской Булгарии, – тюркском государстве на Средней Волге, образованном булгарами, – народом, принявшим непосредственное участие в этногенезе татар, чувашей и других народов региона. В этот регион он также проникал с VIII в. Волжская Булгария имела с Русью обширные контакты. Следует сказать, что Волго-Уральский регион и Северо-Восточный Кавказ и сегодня являются двумя центрами исламской культуры, в немалой степени формирующими лицо российского мусульманства.

В начале XIV в. на вершине своего могущества ислам принимает Золотая Орда, – колыбель кипчакских тюркских народов. С этого периода контакты русских княжеств, а впоследствии Московского государства с исламом и мусульманами уже не прекращаются. Политическая жизнь Москвы была немыслима без татарской мусульманской аристократии, составившей цвет последующего русского дворянства. После завоеваний XVI в. в составе России оказываются крупные мусульманские центры, – Казань, Астрахань и т.д.

При Екатерине II в Российской империи провозглашается терпимость всех вероисповеданий, и возникают крупные официальные мусульманские организации: Оренбургское магометанское духовное собрание и Таврическое магометанское духовное правление. Ислам постепенно входит в общероссийскую общественно-политическую жизнь.

В XIX в. в результате Кавказской войны Россия прирастает мусульманским населением Северного Кавказа. В этот же век зарождается уникальная российская богословская школа (Г.Курсави, Ш.Марджани, Х.Фаизханов, Г.Баруди, М.Бигеев и мн. др.) В российском исламе возникает прогрессивное обновленческое движение, – джадидизм, – стремящееся соотнести жизнь мусульман с научно-техническим и культурным прогрессом и достижениями эпохи.

Советский период обернулся для мусульман, с одной стороны, обширным национально-государственным строительством и развитием национальных культур, с другой же, – гонениями на религию и религиозность, приведшими местами к почти полному исчезновению мусульманской традиции. Разрыв традиции оказался преодолён в самом конце ХХ – начале XXI в., когда были восстановлены исламские административные, образовательные, культурно-просветительские институты. Сегодня в Российской Федерации существует 10 национальных республик, титульное население которых (или, по крайней мере, его часть) традиционно исповедует ислам. Российские мусульмане в полной мере разделяют общероссийскую идентичность и вносят большой вклад в укрепление хозяйства страны, культуры, науки, национальной безопасности.

Ислам в Московском регионе

Мусульманские поселения в Московском регионе возникают уже в XV в. и связаны они с переходом золотоордынских аристократов на московскую службу. Хотя располагались они, в основном, в Звенигороде, Серпухове и Кашире, тюркоязычные мусульмане, очевидно, в определённой мере дисперсно расселялись и в других районах нынешней Московской области. Судя по всему, в Звенигороде даже был ханский дворец, на протяжение как минимум двух столетий здесь существовала значительная мусульманская община. Позднесредневековые мусульманские общины оставили топонимический след в истории региона, однако к XIX в. в значительной мере сократились. В самой Москве также существовала небольшая татарская община. Новый приток мусульман в Московский регион имел место в 1920-30-е гг. (хотя имеются свидетельства и о переселениях в XIX в.) Это были татары-мишари преимущественно с территории Нижегородской (Горьковской) области.

Позднесоветский и постсоветский периоды принесли изменение миграционных потоков и, как следствие, – трансформацию этнокультурной составляющей московского и подмосковного ислама. Увеличилось количество приезжих с Северного Кавказа, из бывших среднеазиатских республик СССР. Частично они влились в уже существовавшие «татарские» мусульманские общины, частично – образовали новые.

Сегодня в Москве и Московской области существует множество официальных мусульманских религиозных организаций. Функционирует Московский исламский институт (МИИ), осуществляющий подготовку специалистов по теологии ислама. Жизнь мусульман в столице и её окрестностях отличается динамичностью и разнообразием. Несмотря на то, что существует ряд решённых не до конца проблем и «болевых точек», – строительство новых мечетей, выделение участков для мусульманских кладбищ, – имеется устойчивая положительная тенденция к окончательному урегулированию этих вопросов при благоприятствовании муниципальных органов.

Культурная и общественная деятельность

Мусульмане Москвы и Московского региона сегодня активны в проведении культурных, социально значимых и образовательных мероприятий. В Москве находится один из важнейших интеллектуальных и управленческих центров российского ислама, – Духовное управление мусульман Российской Федерации (ДУМ РФ, Председатель – муфтий шейх Равиль Гайнутдин). Деятельность ДУМ РФ разнообразна: это и администрирование мусульманских организаций, и налаживание отношений с зарубежными мусульманами, а также обеспечение межрелигиозного диалога, организация и развитие исламского образования, гармонизация государственно-конфессиональных отношений, крупномасштабная благотворительная деятельность и мн. др. В Московском регионе также базируется Духовное управление мусульман Москвы и Центрального региона России «Московский муфтият» (муфтий – Альбир Крганов).

В Москве на регулярной основе проводятся международные научно-богословские конференции, направленные на всестороннее возрождение российской богословской школы. Происходит постепенная интеграция конфессионального и светского исламоведческого образования: функционирует совместная магистерская программа Московского исламского института и Института стран Азии и Африки МГУ им. М.В.Ломоносова. В подготовке будущих имамов участвуют лучшие исламоведы страны.

В Москве уже много лет существует фонд «Марджани», проводящий широкомасштабную научно-исследовательскую, издательскую, музейно-выставочную и культурно-просветительскую деятельность. Организуются лекции по истории исламской мысли и культуры.

В сентябре 2017 г. также был открыт культурный центр «Дар», дающий возможность как мусульманам, так и всем, кто интересуется исламом, изучать основы исламской религии, философии и культуры, учиться читать Коран, осваивать арабский и турецкий языки. Функционируют детские кружки. На базе МИИ, фонда Марджани и КЦ «Дар» собраны обширные исламоведческие библиотеки.

Реализуются и социально значимые исследовательские проекты, интегрирующие академическое сообщество и представителей мусульманских общин. Так, в сентябре 2017 г. в рамках такого проекта («Ислам в Подмосковье: этноконфессиональные процессы и возможности межкультурного взаимодействия») в г. Подольске был проведён Фестиваль исламской культуры.

Литература

Ислам: Энциклопедический словарь / Под ред. С.М. Прозорова. М., 1991.

Ислам в Москве: энциклопедический словарь / Сост. и отв. редактор Д.З.Хайретдинов. Н.Новгород, ИД «Медина», 2008.

Ислам в Московском регионе. Доклады межрегиональной конференции. Орехово-Зуево, 25 мая 2017 г. / Отв. ред. Р.Р. Аббясов. М., 2017.


[1] См.: http://www.pewforum.org/2011/01/27/the-future-of-the-global-muslim-population/

[2] См.: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/perepis2010/croc/perepis_itogi1612.htm