Авторы: Павел Костылев, Всеволод Золотухин

 

История, вероучение, практика

Ислам (араб. смирение) – монотеистическая религиозная традиция, исторически близкая т.н. авраамическим религиям, в числе которых обычно упоминают иудаизм и христианство. Общесемитский культурный контекст, строгий монотеизм и представления о пророчестве роднят ислам с иудаизмом, в то время как ангелология и эсхатология ислама близки раннехристианским представлениям. При этом ислам – самостоятельно сложившаяся и уникальная по своим основаниям религиозная система.

Хотя с исламской точки зрения ислам – естественная религия любого человека, от Адама и до дня Страшного суда, историческое возникновение ислама возводится к деятельности пророка Мухаммада, родившегося в Мекке приблизительно в 571 году и умершего в Медине в 632 году. Согласно исламскому преданию, в возрасте сорока лет Мухаммад, имевший обыкновение удаляться недалеко от Мекки для благочестивых размышлений и молитв, удостоился видения одного из великих ангелов – Гавриила (Джибрила), – который начал передавать пророку аяты (от араб. чудо) Корана, — Писания ислама. В ходе проповеди Мухаммада возникла группа последователей (мусульман, т.е. «смиренных»), ставшая впоследствии уммой, – исламской общиной. Впоследствии, в 622 году из-за преследований мусульмане оказались вынуждены переселиться в город Йасриб (впоследствии – Медина). Тем самым произошло основание нового мусульманского города Пророка. Это переселение (хиджра) позже было принято за начало отсчета мусульманского летоисчисления, ведущегося по лунному календарю – месяцы в нем длятся по 29 и 30 дней, а сам год оказывается короче солнечного на десять или одиннадцать дней.

Конфликты с мекканцами, продолжавшими придерживаться распространенных в доисламской Аравии политеистических верований и практик, привели, после ряда военных столкновений, к политической победе над Меккой последователей пророка в 630 году. После смерти Мухаммада раскрытие комплекса исламских представлений и развитие религиозных практик продолжилось; вторым источником религиозных знаний для мусульман-суннитов стала Сунна, состоящая из хадисов – рассказов о том, что пророк и его сподвижники совершали, как выглядели и как высказывались в самых разных жизненных ситуациях. Постепенно выкристаллизовывались т.н. столпы ислама (по-арабски аркан аль-ислам) и основы имана – веры (по-арабски аркан аль-иман).

Традиционно речь идет о пяти столпах ислама. Первый из них – шахада, формула свидетельствования, т.е. принятия и одновременно исповедания ислама: «Свидетельствую, что нет бога, кроме Аллаха, и свидетельствую, что Мухаммад – посланник Его». От шахады происходит и шахид, первоначально – в значении павшего за веру мусульманина.

Второй столп ислама – салят или по-персидски намаз, представляет собой каноническую молитву – фиксированную последовательность молитвенных формул и ритуальных действий, включающих в себя чтение вслух или про себя арабского текста первой и других (в большем или меньшем объеме) сур (глав) Корана, поясные и земные поклоны в сторону Мекки. Намазу предшествует азан – призыв к совершению молитвы. Читающий намаз должен пребывать в состоянии ритуальной чистоты, которая восполняется совершением очищения (тахарат).

Ежедневный пятикратный намаз, совершаемый в строго определённое время, – одна из основных ритуальных обязанностей мусульманина. Также известны джумаʻ-намаз, коллективно совершаемый в мечети под предводительством имама и включающий пятничную проповедь (хутба). Кроме того можно выделить джаназа-намаз – молитву за умершего мусульманина, важный элемент погребальной обрядности, а также праздничные намазы в Праздник жертвоприношения (Ид ал-Адха) и Праздник разговения (Ид аль-Фитр).

Закят – третий столп ислама, налог в пользу нуждающихся, первоначально взимаемый со скота, драгоценных металлов (золота и серебра) и с товаров. Стандартный размер закята – 2,5%, его обязан уплачивать ежегодно каждый мусульманин, обладающий нисабом, т.е. минимальным достатком, с которого следует выплачивать закят.

Четвёртый столп ислама – саум или по-персидски ураза, воздержание от пищи, питья и интимной близости с рассвета до захода солнца в течение всего месяца рамадан. Завершается ураза Праздником разговения (араб. Ид аль-Фитр, тюрк. Ураза-байрам).

Наконец, хаджж – пятый и последний столп ислама, паломничество в Мекку, традиционно совершаемое в месяц, который называется зуль-хиджжа. Оно обязательно для каждого мусульманина, который в состоянии его совершить. Главное событие хаджжа – стояние на горе Арафат. Завершается хаджж Праздником жертвоприношения (араб. Ид аль-Адха, тюрк. Курбан-байрам), приходящийся на десятый день зуль-хиджа, и тремя днями ташрика (совершение жертвоприношений и некоторые другие обряды).

Основы веры (иман) включают в себя веру в Аллаха (отчасти познаваемого посредством его атрибутов), ангелов, писания, пророков, Последний день, а также в предопределение. Аналогом церкви в исламе является сама умма, не связанная никакими едиными общепринятыми догматами и не подчиняющаяся никакому единому авторитету или согласованной системе авторитетов.

Можно говорить о существенных отличиях между исламскими традициями, в той или иной мере распространенными в разных странах мира. Единый, на уровне общих религиозных практик и ценностей, ислам в ходе исторического развития обретает множество вариантов интерпретаций, наиболее явные из которых стандартно определяются как суннизм, шиизм и хариджизм. Мощным течением в исламе является исламский мистицизм, – суфизм, – который бывает как суннитским, так и шиитским.

Суннитский ислам представляет собой наиболее распространенный вариант интерпретации ислама. Его название происходит от арабской формулы ахл ас-сунна ва ал-джамаʻа, – «люди, следующие Сунне и достигшие общинного согласия». Источниками суннитского вероучения являются Коран и Сунна, прежде всего, в виде шести наиболее авторитетных сводов хадисов. Сунниты признают законность правления первых четырех т.н. «праведных халифов»: Абу Бакра (ум. 634), ‘Умара (ум. 644), ‘Усмана (ум. 656) и ‘Али (ум. 661). Изначально мусульманская община возглавлялась халифом, впоследствии, в ходе истории, институт халифата был оттеснён на второй план и потерял значение, превратившись в результате событий ХХ в. лишь в политический символ.

В теологическом плане суннизм постепенно согласовывает крайние точки зрения по вопросам свободы воли и предопредения, буквализм и номинализм в области понимания атрибутов Аллаха, устанавливает конструктивные диалогические отношения между разумом и верой, оставляя возможность разуму в той или иной степени осмыслять мир религиозных понятий.

В области развития права (фикх) суннизм представлен четырьмя мазхабами – богословско-правовыми школами, называемыми по именам их основателей: ханафитский, маликитский, шафиитский и ханбалитский мазхабы.

Шиитский ислам отделяется от общего древа после смерти четвертого праведного халифа – ‘Али бин Аби Талиба (от арабского выражения ши‘ат ‘Али, «партия ‘Али» и происходит его именование). Сегодня шиизм представляет собой конгломерат общин, в вероучительном плане довольно сильно отличающихся друг от друга. Они могут быть объединены только убеждением в том, что светская и духовная власть в умме должна принадлежать потомкам ‘Али бин Аби Талиба, а не выборным лицам, как в суннизме. Одним из основных понятий шиизма является понятие об имаме – не только предстоятеле общины при чтении коллективных намазов, но и духовном главе исламского (шиитского в данном случае) мира, потомке ‘Али. Большинство шиитов (это направление часто именуется иснаашариты, «двунадесятники») полагают, что однажды вернется т.н. «скрытый имам» – Мухаммад аль-Махди, двенадцатый имам в перечне потомков ‘Али, пропавший в конце IX века. Другие группы шиитов следуют своим перечням потомков ‘Али, так, для исмаилитов линия имамата продолжается и по сей день.

Хариджизм (от араб. хаваридж, «выступившие [против]») возникает в 657 году, когда несколько тысяч мусульман из войска халифа ‘Али, оказавшись несогласными с его политическим решением, стали выступать против него самого, признавая законным только избрание двух первых «праведных халифов». Хариджиты прибегли к политическим убийствам для достижения своих целей и в этом смысле воспринимаются в качестве предшественников некоторых современных псевдоисламских экстремистских движений.

Следует также сказать несколько слов о суфизме – исламском мистицизме. Его название происходит от араб. суф, «шерсть». Суфизм представляет собой совокупность религиозно-философских и этических учений, а также психотехнических практик, ориентированных на внутреннее преображение в соответствии с образом т.н. «совершенного человека» и мистическое богопознание, единение с Богом. Исторически суфизм развивается в разных формах, а со средневековья суфии объединяются в особые братства (тарикат), существенно отличающиеся друг от друга. Со второй половины XX века возникает т.н. «неосуфизм», принимающий в свои ряды не только мусульман, но и инаковерующих.

 

Статистика

Отстраняясь от общих методологических проблем подсчета числа приверженцев той или иной религиозной традиции в условиях современного мира, размывающего и растворяющего традиционные формы религиозной идентичности, можно выделить два подхода к определению в современном мире количества мусульман.

Согласно первому, в число мусульман попадают т.н. «народы, традиционно исповедующие ислам», однако этот подход не учитывает как религиозное обращение в ислам людей, не относящихся к традиционным для ислама этносам, так и тот факт, что миллионы людей, воспитанных в традиционных условиях или относящихся к традиционным для ислама этносам, не исповедуют и не практикуют ислам.

Согласно второму, в «исламский мир» попадают жители т.н. «исламских стран», в которых ислам является либо государственно принятой религией, либо в них большинство населения – традиционно мусульмане (например, в Азербайджане и Турции религия отделена от государства, но большинство населения – мусульмане).

Наиболее репрезентативное исследование по количеству мусульман в мире было проведено в 2010 г. американской организацией Pew Research Center; согласно этому исследованию в 2010 г. количество мусульман в мире в самом общем смысле было оценено в 1,619 млрд человек[1].

Чуть более миллиарда мусульман – в Азии, более 564 млн мусульман в странах Африки, 44 млн в Европе и более 5 млн – в Америке. Наибольшее количество мусульман проживало в Индонезии (204 млн), Пакистане (178 млн), Индии (177 млн), Бангладеше (148 млн), Египте (80 млн), Нигерии (75 млн), Иране (74 млн), Турции (74 млн), Алжире (34 млн) и Марокко (32 млн).

Из числа стран Европы наибольшее количество мусульман по состоянию на 2010 г. наличествовало в Германии (4,7 млн), Франции (4,1 млн), Великобритании (2,9 млн), Италии (2,2 млн) и Болгарии (чуть более 1 млн).

В России ислам является второй по численности верующих конфессией после православного христианства. Численность т.н. «народов, традиционно исповедующих ислам» по данным Всероссийской переписи населения 2010 года[2] составляет более 14,48 млн человек, из них – татары (5,31 млн), башкиры (1,58 млн), чеченцы (1,43 млн), аварцы (912 тыс), казахи (647 тыс), азербайджанцы (603 тыс), даргинцы (589 тыс), кабардинцы (516 тыс), кумыки (503 тыс), лезгины (473 тыс), ингуши (444 тыс), узбеки (289 тыс), карачаевцы (218 тыс), таджики (200 тыс), лакцы (178 тыс), табасараны (146 тыс), адыгейцы (124 тыс), балкарцы (112 тыс), турки (105 тыс), киргизы (103 тыс) и т.д. Есть и другие оценки численности мусульман России.

 

История ислама в России

Ислам приходит на территорию нынешней Российской Федерации в VII в. Ещё в период правления праведных халифов ‘Умара и ‘Усмана арабо-мусульманские войска вторгаются в Южный Дагестан. С этого времени регион стал постепенно включаться в орбиту арабо-мусульманской цивилизации. Уже в Хазарском каганате ислам имел прочные позиции и исповедовался немалой частью его населения.

Начало исламизации Дагестана относят к первой половине VIII в. С этого времени и до позднего средневековья ислам постепенно распространяется по всей территории Страны Гор. Интересно, что в итоге в Дагестане сложилась высокая арабоязычная культура – здесь глубоко и серьёзно изучалось исламское богословие и корпус традиционных знаний.

В 922 г. ислам становится официальной религией в Волжской Булгарии – тюркском государстве на Средней Волге, образованном булгарами и другими тюркскими племенами, принявшими непосредственное участие в этногенезе татар, чувашей и других народов региона. В этот регион он также проникал с юга, из Хазарии и Хорезма, начиная с VIII в.

Волжская Булгария имела с Русью обширные контакты. Следует сказать, что Волго-Уральский регион и Северный Кавказ и сегодня являются двумя центрами исламской культуры, в немалой степени формирующими лицо российского мусульманства.

В начале XIV в. на вершине своего могущества ислам становится государственной религией Золотой Орды – колыбели многих современных тюркских народов. С этого периода контакты русских княжеств, а впоследствии Московского государства с исламом и мусульманами значительно укрепляются. Политическая жизнь Москвы была немыслима без тюркской мусульманской аристократии, составившей цвет последующего русского дворянства. После завоеваний XVI в. в составе России оказываются крупные мусульманские центры – Казань, Астрахань и т.д.

При Екатерине II в Российской империи провозглашается терпимость всех вероисповеданий, и возникают официальные мусульманские институции, наделённые религиозной автономией: Оренбургское магометанское духовное собрание (1788) и, после присоединения Крыма, Таврическое магометанское духовное правление (1794). Ислам постепенно входит в общероссийскую общественно-политическую жизнь.

В XIX в. Россия прирастает мусульманским населением Северного Кавказа и Средней Азии. В этот же век зарождается российская богословская школа (Ш. Марджани, Х. Фаизханов, Г. Баруди, Р. Фахретдин, М. Бигиев и мн. др.) В российской мусульманской среде возникает прогрессивное обновленческое движение, – джадидизм, – стремящееся соотнести жизнь мусульман с научно-техническим и культурным прогрессом и достижениями эпохи.

Советский период обернулся для мусульман, с одной стороны, обширным национально-государственным строительством и развитием национальных культур, с другой же – гонениями на религию и религиозность, приведшими местами к почти полному исчезновению мусульманской традиции. Разрыв традиции оказался преодолён в самом конце ХХ–начале XXI в., когда были восстановлены исламские административные, образовательные, культурно-просветительские институты. Сегодня в Российской Федерации существует 10 национальных республик, титульное население которых (или, по крайней мере, его часть) традиционно исповедует ислам. Российские мусульмане в полной мере разделяют общероссийскую идентичность и вносят большой вклад в укрепление хозяйства страны, культуры, науки, национальной безопасности.

 

Ислам в Московском регионе

Мусульманские поселения в Московском регионе возникают уже в XV в. и связаны они с переходом золотоордынских аристократов на московскую службу. Хотя располагались они, в основном, в Звенигороде, Серпухове и Кашире, тюркоязычные мусульмане, очевидно, в определённой мере дисперсно расселялись и в других районах нынешней Московской области. Судя по всему, в Звенигороде даже был ханский дворец, на протяжение как минимум двух столетий здесь существовала значительная мусульманская община. Позднесредневековые мусульманские общины оставили топонимический след в истории региона, однако к XIX в. в значительной мере сократились. В самой Москве также существовала небольшая татарская община. Новый приток мусульман в Московский регион имел место в 1920-30-е гг. (хотя имеются свидетельства и о переселениях в XIX в.) Это были татары-мишари преимущественно с территории Нижегородской (Горьковской) области.

Позднесоветский и постсоветский периоды принесли изменение миграционных потоков и, как следствие – трансформацию этнокультурной составляющей московского и подмосковного ислама. Увеличилось количество приезжих с Северного Кавказа, из бывших среднеазиатских республик СССР. Частично они влились в уже существовавшие «татарские» мусульманские общины, частично – образовали новые.

Сегодня в Москве и Московской области существует множество официальных мусульманских религиозных организаций. Функционирует Московский исламский институт (МИИ, ректор – Дамир Мухетдинов), осуществляющий подготовку специалистов по теологии ислама. Жизнь мусульман в столице и её окрестностях отличается динамичностью и разнообразием. Несмотря на то, что существует ряд решённых не до конца проблем и «болевых точек», — строительство новых мечетей, выделение участков для мусульманских кладбищ, — имеется устойчивая положительная тенденция к окончательному урегулированию этих вопросов при благоприятствовании муниципальных органов.

 

Культурная и общественная деятельность

Мусульмане Москвы и Московского региона сегодня активны в проведении культурных, социально значимых и образовательных мероприятий. В Москве находится один из важнейших интеллектуальных и управленческих центров российского ислама, — Духовное управление мусульман Российской Федерации (ДУМ РФ, Председатель – муфтий шейх Равиль Гайнутдин). Деятельность ДУМ РФ разнообразна: это и администрирование мусульманских организаций, и налаживание отношений с зарубежными мусульманами, а также обеспечение межрелигиозного диалога, организация и развитие исламского образования, гармонизация государственно-конфессиональных отношений, крупномасштабная благотворительная деятельность и мн. др. Важнейшими структурными подразделениями ДУМ РФ в регионе является ДУМ Москвы (муфтий – Ильдар Аляутдинов) и ДУМ Московской области (муфтий – Рушан Аббясов). В Москве располагается штаб-квартира Совета муфтиев России (Председатель – муфтий шейх Равиль Гайнутдин) и головной офис интегрированного в СМР Духовного управления мусульман Азиатской части России (Председатель – муфтий Нафигулла Аширов). В Московском регионе также базируется Духовное управление мусульман Москвы и Центрального региона России «Московский муфтият» (муфтий – Альбир Крганов). На базе этой же организации было создано Духовное собрание мусульман России (ДСМР).

23 сентября 2015 г. после реконструкции состоялось торжественное открытие Московской соборной мечети. Она является мощным центром притяжения мусульман региона; здесь проводятся богослужения, проходят культурные мероприятия, а таже осуществляются экскурсии по выставочному пространству «Музей ислама», функционирующему при мечети.

В Москве на регулярной основе проводятся международные научно-богословские конференции, направленные на всестороннее возрождение российской богословской школы. Происходит постепенная интеграция конфессионального и светского исламоведческого образования: функционирует совместная правительственная программа сотрудничества Московского исламского института с ведущими светскими вузами РФ. В подготовке будущих имамов участвуют лучшие исламоведы страны.

В Москве уже много лет существует фонд «Марджани», проводящий широкомасштабную научно-исследовательскую, издательскую, музейно-выставочную и культурно-просветительскую деятельность. Организуются лекции по истории исламской мысли и культуры.

В сентябре 2017 г. также был открыт культурный центр «Дар», дающий возможность как мусульманам, так и всем, кто интересуется исламом, изучать основы исламской религии, философии и культуры, учиться читать Коран, осваивать арабский и турецкий языки. Функционируют детские кружки. На базе МИИ, фонда Марджани и КЦ «Дар» собраны обширные исламоведческие библиотеки.

Издательский дом «Медина», базирующийся в Московском исламском институте, занимается выпуском богословской, исламоведческой и исторической литературы, направленной на просвещение как самых широких кругов мусульман, так и всех, кто интересуется исламом.

Реализуются и социально значимые исследовательские проекты, интегрирующие академическое сообщество и представителей мусульманских общин. Так, в сентябре 2017 г. в рамках такого проекта («Ислам в Подмосковье: этноконфессиональные процессы и возможности межкультурного взаимодействия») в г. Подольске был проведён Фестиваль исламской культуры.

 

Контакты

Духовное управление мусульман Российской Федерации и Московская соборная мечеть, г. Москва, Выползов пер., д. 7, http://dumrf.ru/

Духовное управление мусульман Московской области, Московская область, г.о. Подольск, мкрн. Климовск, ул. Революции, д. 3, пом. 1, http://dummo.ru/

Духовное собрание мусульман России и Духовное управление мусульман г. Москвы и Центрального региона «Московский Муфтият», г. Москва, 1-й Крутицкий пер., д. 5/2, http://rosmuslim.ru/

Фонд «Марджани», г. Москва, ул. Вавилова, д. 69, http://mardjani.ru/

Московский исламский институт, г. Москва, проезд Кирова, д. 12, http://www.miu.su/

Культурный центр «Дар», г. Москва, ул. Ленинская Слобода, д. 9

 

Литература

Ислам: Энциклопедический словарь / Под ред. С.М. Прозорова. М., 1991.

Ислам в Москве: энциклопедический словарь / Сост. и отв. редактор Д.З.Хайретдинов. Н.Новгород, ИД «Медина», 2008.

Ислам в Московском регионе. Доклады межрегиональной конференции. Орехово-Зуево, 25 мая 2017 г. / Отв. ред. Р.Р. Аббясов. М., 2017.


[1] См.: http://www.pewforum.org/2011/01/27/the-future-of-the-global-muslim-population/

[2] См.: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/perepis2010/croc/perepis_itogi1612.htm